Войти в почту

Колесников: победить фейковые новости нельзя просто потому, что их не существует

Даже странно, почему только в 2017-м «фейковые новости» стали словом года, ведь термин появился и расцвел еще год назад. 2017-й стал, скорее, не годом фейковых новостей, а обвинений в фейках. Дональд Трамп клеймит фейковыми новостями почти всех подряд, кроме Fox. В то же время, когда пресс-секретарь самого Трампа Шон Спайсер на первой встрече с журналистами выдал ложные данные по поводу инаугурации — советник Трампа Кэллиэнн Конуэй объяснила это фразой, которая потом стала крылатой: что это было не вранье, а «альтернативные факты». Сейчас фейковые новости и обвинения в фейках стали оружием, которое используют разные страны. В этом году информационная война достигла беспрецедентных масштабов, говорит руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов: Алексей Арбатов руководитель центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН «Может быть, это тренд. Но никогда в прошлом и по поводу международных, и по поводу внутренних событий не велось такого совершенно обвального наступления этой, что называется, фейковой новости. На самом деле это просто массовая информационная дезинформация для обработки общественного мнения и внутри отдельных стран, и вообще в мире, что связано, конечно, с быстро растущей ролью информационных систем, особенно интернетовских, в связи с происходящей информационной революцией». Одна из самых известных историй — это «Пиццагейт», когда перед выборами в США в соцсетях появилась ложная информация о кружке педофилов с участием видных членов Демократической партии, который якобы действовал в подвале одной вашингтонской пиццерии. В начале декабря в пиццерию, где, кстати, даже нет подвала, вошел мужчина и открыл стрельбу из автомата. По счастливой случайности, он никого не ранил. После ему дали четыре года тюрьмы. Полиция опровергла, что пиццерия покрывала педофилов, но теории продолжили распространяться, а заведению по-прежнему угрожают по телефону. Победить фейковые новости, наверное, невозможно, говорит спецкор газеты «Коммерсантъ», главный редактор журнала «Русский пионер» Андрей Колесников: Андрей Колесников спецкор газеты «Коммерсантъ», главный редактор журнала «Русский пионер» «Я думаю, что не только политики устали от фейковых, то есть на самом деле несуществующих новостей. От них устали и сами журналисты, и может быть, даже, прежде всего, потому что пытаться не выдумать даже нет, а вот еще хуже — создать новость, понимая, что там, где ты ее пытаешься создавать, ее нет и быть не может. Вот от этого, мне кажется, человек становится в какой-то момент противен уже сам себе. Но это все равно происходит. Тут надо понимать, что Дональд Трамп, создатель этого термина, имел в виду, конечно, не просто несуществующие новости, а новости, направленные лично против него. И в этом смысле ему не следовало удивляться, мне кажется. В конце концов, на войне как на войне. Но, видимо, когда он стал президентом, он решил, что сможет победить фейковые новости. Ну, или, по крайней мере, побороться с ними. В действительности их победить нельзя просто потому, что их не существует. И в этом их сила и их, я бы сказал, величие». Интересно, что тренд продолжается, в 2016 году главным словом стала «постправда» — это явление, когда не факты влияют на общественное мнение, а некая апелляция к уже устоявшемуся мнению, предрассудкам и мифам. Постправда — это путь того же Трампа к Белому дому: когда политик-харизматик пришел к власти, взывая к эмоциям, но часто вводя избирателя в заблуждение. Николай Сванидзе тележурналист, историк «Фейковые новости — это то не новости, это придуманные, ложные новости. В этом смысле то, что фактически второй год близкие друг другу формулы являются самыми популярными, то это большой звоночек для нас с вами, для журналистов в частности. Для людей, которые вообще привыкли работать с фактами. Новости-факты сейчас фактически спросом не пользуются. Спросом пользуется мифология. Нечто красивое. Нечто яркое. Нечто в красивом фантике, но не имеющее отношение к реальности». Пример того, как легко наткнуться на фейки, приводит BBC: если вбить в поисковик запрос «кто стал первым чернокожим президентом Америки?», то ответ вовсе не будет очевиден. Google, Yahoo и Bing выдадут в первых строках ссылки на статьи про некоего Джона Хансона. Судя по другим статьям, пост президента США якобы занимали семеро афроамериканцев, в том числе, Томас Джефферсон и Дуайт Эйзенхауэр. Впрочем, если провести подобный эксперимент в поисковике «Яндекса», там результат вполне однозначен.

Колесников: победить фейковые новости нельзя просто потому, что их не существует
© BFM.RU