За сотрудничество со СМИ. В муниципальной аптечной сети Новосибирска начались увольнения
«Все, что случилось на прошлой неделе, происходило по одной схеме, – рассказал «ФедералПресс» источник в МП «НАС». – Директор Владимир Машанов вызвал к себе людей, который считал нелояльными руководству, а в ходе разговора обвинял в сотрудничестве со средствами массовой информации, а также в «сливе» им информации». В результате без руководства остались аптека N 212 на Вокзальной магистрали, 5 и аптека N 255 на улице Владимирской, 2. Причем, в числе уволенных людей числится провизор высшей категории, который (которая) также занимает пост председателя экзаменационной комиссии по постдипломному образованию от Минздрава России. «Согласие покинуть сеть давалось под давлением прозвучавших обвинений не только в сотрудничестве с СМИ, но и последующем распространении информации о появившихся публикациях, – отметил источник «ФедералПресс». – После того, как директор на повышенных тонах говорил, что не желает работать с человеком, ничего не оставалось делать, кроме того, как написать заявление об уходе по собственному желанию». В муниципальной аптечной сети подтвердили факт увольнения одного руководителя аптеки, заявив, что данный факт не был следствием каких-либо репрессий в отношении сотрудников. «Там была просто рабочая ситуация, когда руководителю аптеки было предложены новые условия работы, – сообщил «ФедералПресс» депутат горсовета Новосибирска Георгий Андреев, который раньше возглавлял отдел маркетинга и рекламы МП «НАС». – Все произошло в рамках трудового кодекса, когда у любого сотрудника есть огромное поле для того, чтобы отстоять свои права». Две недели назад на сайте «ФедералПресс» появился материал о ситуации, которая сложилась в муниципальной аптечной сети Новосибирска. В нем рассказывалось о некоторых странных делах, которые происходят в муниципальном предприятии. В частности, у специалистов вызывали многочисленные вопросы несколько проектов, на которые аптечная сеть потратила немалые средства. Так, довольно громким проектом муниципальной аптечной сети должно было стать открытие в 2016 году специализированных аптечных киосков в Новосибирском метрополитене. Однако уже в следующем году МП «НАС» тихо решила проект прикрыт. Не менее амбициозной у сети была программа открытия в 2015 году при МП «НАС» сети офтальмологических кабинетов, на закупку и монтаж оборудования для которых было потрачено 9,8 млн рублей. Данную программу специалисты вообще назвали «бессмысленным бизнес-проектом», обращая внимание на то, что в Новосибирске наблюдается избыток кабинетов по проверке зрения. Еще одним проектом МП «НАС» стал открытый в 2017 году медицинский центр, рассчитанный на обслуживание до 90 человек в день. В него было вложено 10 млн рублей, но у специалистов нет единого мнения, за какой срок может окупиться это начинание. Не менее впечатляющими, по данным госзакупок, оказались затраты МП «НАС» на техническое перевооружение. Так, на услуги по разработке и внедрению системы защиты персональных данных и управлению информационной безопасности ушло 9,7 млн рублей, а проектирование онлайн-заявки сайта сети обошлось в 4,9 млн рублей, что очень удивило многих экспертов. Разработка информационной системы, которая, как утверждают опрошенные сотрудники аптек, регулярно дает сбои, обошлась муниципальному предприятию в сумму, превышающую 20 млн рублей. «Система разрабатывалась с расчетом на продажу, хотя на рынке существует масса аналогичных разработок, – отмечали источники. – Но, несмотря на то, что созданная программа немного обкаталась, новое ПО не только не оптимизировало рабочий процесс, а сделало его более трудоемким». Некоторые специалисты вообще высказали сомнение в необходимости существования муниципальной аптечной сети в условиях, когда на местный рынок пришли федеральные дискаунтеры. «Им поставщики отпускают лекарства по ценам, несопоставимым с теми, которые предоставляются федеральным дискаунтерам, – заявил «ФедералПресс» главный врач Новосибирского гастроцентра Дмитрий Индинок, который в течение 20 лет является совладельцем одной из местных аптечных сетей. – С дискаунтерам муниципальная сеть конкурировать не сможет хотя бы потому, что сейчас требования к организации «точки продаж» существенно ниже». Информация об увольнениях в аптеках сети совпала с пришедшим из контрольно-счетной палаты города Новосибирска ответа на запрос, который редакций «ФедералПресс» направила для того, чтобы выяснить эффективность инициированных МП «НАС» проектов. В письме за подписью председателя палаты Геннадия Шилохвостова говорится, что в рамках аудита КСП не дает оценку «реализации каждого отдельного проекта», а «внешний финансовый контроль результативности конкретных проектов выполняется в рамках целевых тематических проверок». Как говорится в письме, в ходе аудита эффективности палатой были проанализированы затраты на ввод офтальмологических кабинетов, выручка от их деятельности, а также «установлен рост выручки от услуг, оказанных врачами-офтальмологами, и от изготовления очковой оптики. Однако оценку окупаемости затрат, размеры выручки и сведения о доходности офтальмологических кабинетов КСП сообщать отказалось, ссылаясь на то, что они «составляют коммерческую тайну». Ссылаясь на «коммерческую тайну» КСП также отказалась сообщать данные об аптечных киосках, работавших в вестибюлях Новосибирского метрополитена в 2016 году. «Установлено, что основной причиной закрытия ряда аптечных пунктов МП «НАС» являлась реализация стратегии захода в отдаленные и коммерчески непривлекательные районы города и на микроучастки с малым количеством аптек», – говорится в письме Контрольно-счетной палаты Новосибирска. Там также подчеркивалось, что финансовое обеспечение деятельности сети в 2014-2016 годах, когда велось «плановое техническое переоснащение», осуществлялось «только за счет собственной выручки». Стоит отметить, что никто из специалистов не говорил о том, что муниципальная аптечная сеть Новосибирска привлекала бюджетные средства. Привлеченные эксперты утверждали, что менеджеры слишком рискованно управляют собственными оборотными средствами, ввязываясь в проекты по расширению сети и покупке недвижимости, которые в итоге не влияют на эффективности работы муниципального предприятия. «Взрывной характер открытия новых точек, особенно через инвестиции и покупку площадей, приводит к невыносимой нагрузки на действующую сеть, – считает член попечительского совета фонда «Открытая власть» Егор Петров. – Опыт показывает, на каждые 5-10 пунктов можно открыть один новый, дожидаясь, пока он разовьется и начнет приносить прибыль».