Методика рейтинга брендов — 2018
На начало 2017 года, по подсчетам «Первой патентной компании», в России действовало свыше 370 090 регистраций товарных знаков и знаков обслуживания. Только в 2016-м «Роспатент» зарегистрировал 55 191 новинку, среди них 28 898 — на имя российских заявителей, это на 28,23% больше, чем в прошлом году. Мы составляли лонг-лист марок упакованных товаров, изучая презентации новинок на маркетинговых сайтах. По условиям отбора бренд должен быть российским, существовать не менее года и не быть ребрендингом уже существующего. 10 экспертов оценили 31 товар в 12 категориях, продукты под этими марками появились в продаже в 2016 году. Отдельно по шкале от 0 до 5 оценивались концепция и айдентика (логотип, фирменный стиль, дизайн упаковки), эксперты не могли голосовать за «свои» бренды. Оценки суммировались и выводился средний балл, он определил место в рейтинге. Рейтинг составлялся до окончания календарного года, указанная выручка — прогноз самих компаний или оценка Forbes на основании данных о продаже в натуральном выражении. Но все же это не рейтинг в привычном понимании: мы не сравниваем проекты по финансовым и другим объективным показателям. Наш список — демонстрация не доходов, а творческих подходов. А это дело вкуса. В голосовании участвовали: представители брендинговых агентств Алексей Андреев (Depot WPF), Андрей Горнов (Getbrand), Илья Лазученков («Пленум»), Владимир Лифанов («Супрематика»). Все названные эксперты из Москвы. Елена Юферева (Brandson, Петербург), Владимир Федосеев (Otvetdesign, Петербург), Владимир Жолобов (Z&G. Branding, Екатеринбург), Денис Деменко (VarioBrands, Воронеж). А также Антон Буланов, директор по маркетингу и коммуникациям Invitro, Ольга Мачильская, директор по маркетингу Hasbro Russia (оба эксперта из Москвы). Forbes благодарит за помощь Екатерину Воскобойникову (PR-студия Rodnya, Ассоциация брендинговых компаний России, АБКР).