Войти в почту

«Пацаны – это исчезающая реальность»: историк из Европейского Университета о молодежных уличных группировках

В Европейском университете доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов прочел доклад «Пацан как объект антропологического изучения». Мы его законспектировали. «Молодежные уличные группировки» В рамках своего проекта я собираюсь сделать около 100 интервью с представителями молодежных группировок. Готовы уже 45 — основная и самая интересная часть работы еще впереди. Эта работа оказалась для меня крайне насыщенной и напряженной в эмоциональном плане. Я говорил с людьми, которые вспоминают свою бурную, любимую, прекрасную молодость. Хорошее интервью — это всегда погружение в чью-то жизнь, с обсуждением, разъяснением. Так я открыл прошлое многих моих друзей, которое оказывалось намного интереснее, чем я о них думал. Это сейчас они, скажем, этнографы и хиппи в возрасте, а молодость у них была очень буйной. Пацаны не так предсказуемы, как нам кажется Недавно мне прислали интервью, сделанное по моему опроснику. Интервьюер говорил с нормальным, правильным пацаном из пригорода, с позицией: «ля-ля-ля, мы крутые», носителем сочного деревенского мата. Общался с ним на его языке, слушал я его в общественном месте, слава богу, в наушниках. Через два дня после интервью парень бросился под машину из-за несчастной любви. С одной стороны, человек брутальный, с выраженной маскулинностью говорит такие вещи на полном серьезе. С другой, у него могут быть такие неожиданные эмоциональные всплески, потрясения. Кусок его жизни прошел мимо меня. Ощущение себя частью группировки – это редкий случай Исчезающие пацаны Есть мнение, что то, что называется «уличной средой» существует везде. На самом деле, это не так. Если брать какие-то социальные аспекты, ощущение себя как части группировки, то это редкий случай. И чем дальше, тем реже. Это, можно сказать, исчезающая реальность. Я родился и вырос в подмосковном городе Люберцы, мое поколение на три года старше основной волны «люберов». Я про них ничего толком и не знаю, эти моменты не переживал. И в нашей школе, в нашем районе не было ничего такого. Казалось бы, знаковый город, но у нас уличной среды не было. Конечно, был футбол, какие-то совместные прогулки, но так, чтобы какое-то объединение было или идентичность, стабильная деятельность — такого не было. Только в других районах города. Люди, которые жили за железной дорогой, рассказывали абсолютно другие вещи. Как возникают пацанские объединения Также во время экспедиции в малые города Костромской области таких объединений обнаружено не было. Были случаи, когда они возникали. Нам рассказали, что однажды к ним привезли казанских студентов, и все жители против них объединились – бывают моменты идентичности против врага. В некоторых же городах это присутствует уже не одно поколение. Бывают моменты идентичности против врага Почему обычные люди не знают о существовании молодежных группировок Например, в одном маленьком провинциальном городке, который называется Меренки во Владимирской области. Конечно, есть те, кто не в курсе, что что-то подобное происходит. Я там говорил с руководителем дома культуры. Он рассказал и про музыку, и про спорт. А я его постепенно подводил к теме уличных группировок. Зная, что многие конфликтуют в клубах, спросил про это. Он ответил, что иногда конфликты были. На задних рядах начиналось что-то, и они сразу все прекращали и говорили: «Никакой музыки вам не будет!» Для него эти задние ряды очень далеки, разные слои жизни, которые не пересекаются. И такое часто получается: одни знают, другие — нет. Они не интересуются средой — среда не интересуется ими. Кто такие пацаны Каковы же критерии, по которым я причисляю людей к сфере моего изучения? Первый — это молодежность. Чаще всего старший подростковый или младший юношеский возраст. В советское время этот возраст четко заканчивался службой в армии. Те, кто уходили и обратно возвращались, уже не интересовались подобным. Два года – слишком большой разрыв в опыте. Сейчас возрастная планка выше, иногда доходит до 35. Второй параметр — уличные. То есть молодежь, которая основную часть времени проводит на улице: не в спортзалах, не в кружках по интересам и прочем. И третье — группировка. У людей есть ощущение общности, единства и идентичности. В советское время пацанами переставали быть после службы в армии. Сейчас — позже. Всегда ли были пацаны Хронологические рамки очень сложно определить, потому что это такая социальная реальность, которая всегда присутствовала в городах в той или иной степени. Отдельный интерес — исторический анализ. Сообщество до- и послереволюционные, времен войны — все это разные темы. Но все-таки для себя я определил рамки так: все, что после войны. Самый старый интегрируемый помнит 50-ые годы, ему 91. Все-таки лучше брать более стабильное время, когда не было таких эмоциональных потрясений, как революция или ВОВ. Какие пацаны сегодня В последние десятилетия прослеживается возникновение пацанских культур, основанных на брутальности и маскулинности. Но это, конечно, уже другая социальная реальность. Я их очень осторожно беру, чтобы понимать, что общего и в чем разница. Сейчас больше сообществ, которые объединяются не по территориальному признаку, а по интересам, за идею, деятельность — футбольные болельщики, скины. И отдельная тема — рэп-культура. Ее тоже хотелось бы коснуться. Потому что через рэперов можно выйти на реальных пацанов. Они пересекаются, особенно в малых городах. Еще одна тенденция — снижение интереса к спортивности и милитаризации. Увеличение национального фактора. Хотя этот параметр меняется постоянно. Следующее — переход «игры в пацанов» в интернет. Сейчас больше сообществ, которые объединяются не по территориальному признаку, а по интересам, за идею Какими бывают объединения Как мы можем изучать такие сообщества? Есть набор определенных признаков. Некоторые сообщества принципиально разные: одни мирные и тихие, другие — наоборот. Первый параметр: аморфность или организованность. От непонятного состояния, когда невозможно определить, существует ли группа, до жесткой структуры. Второе: обязательность или необязательность участия. В большинстве случаев участие по желанию, но бывает так, что у человека могут быть проблемы, если он не входит в группу. Третье: агрессивность и неагрессивность. Четвертое: терпимость к окружающим и противоположное – формирование подробного и четкого образа чужого. Следующее: законопослушность и криминальность. Последнее: равноправие полов и сексизм. Противоположные критерии дают представление о возможных крайних полюсах группировок. Опасны ли пацаны на самом деле Менее радикальные встречаются значительно чаще. Обычно это абсолютно тихая и законопослушная среда, которая может быстро ориентироваться в ситуациях. Не криминальная, пока никто не трогает «наших». Крайнее состояние — это известные группировки 80-ых: так называемый «казанский феномен», они были в Набережных Челнах, Ульяновске, Поволжье, Новочеркасске. В Люберцах, из которых я, такого не было. По правилам нельзя бить парня, идущего с девушкой, но многим это не мешает Мода пацана Еще важная часть — униформирование. У кого-то свободный стиль, носи, что хочешь, а кто-то старается унифицировать. Я много встречал таких. То шапочки особые, то штаны. Шапочки заказывали бабушкам — они поставщики униформы. Полосочку на штаны дополнительную иногда нашивали. Самое необычное, что помню — белые шарфики носили в Поволжье, стильные ребята. Унифромирование — для различения своих в конфликте, чтобы своих случайно не побить. Отдельная тема — мода. Однажды я сидел в одном провинциальное городке и пытался как-то себя занять. Стал наблюдать и пришел к выводу, что большинство мужчин одеты в «Адидас». Мораль пацана Во всех объединениях есть довольно четкое представление о моральном кодексе. Когда начинаешь об этом спрашивать, отвечают подробно и серьезно. Моральный кодекс — то, что декларируется, но не всегда выполняется. Помимо морального кодекса есть масса способов этот самый кодекс обойти. Например, нельзя бить парня, идущего с девушкой, но многим это не мешает — бьют все равно. Могут обидеть и не рассказать своим, потому что те не похвалят. Идет панк с девушкой, могут его не тронуть — просят только символику свою снять. Бывало и такое. Внутри группы обычно строгая иерархия — младшие подчиняются старшим.

«Пацаны – это исчезающая реальность»: историк из Европейского Университета о молодежных уличных группировках
© Собака.ru