Лёд да каша – не вся проблема наша. Почему челябинцы против соли на дорогах
Гололёд и снежная каша на дорогах – тема номер один в любой газете и на любом канале зимой. Пожалуй, уже каждый знает, что обозначает аббревиатура «ПГМ», что такое некачественные ПГМ и какие последствия для города эти ПГМ собой представляют. Редакция «АиФ-Челябинск» решила разобраться, чем не устраивает водителей и пешеходов областного центра ПГМ, которые применялись прошлой и этой зимой. «Не знаю, что применялось, но осенью 2016 года я купил новую машину, а в конце весны обнаружил, что бампер стал ржаветь, - посетовал челябинский автовладелец Олег Кузовков. – В автосалоне мне сказали, что это коррозия, и привели к ней именно антигололедные реагенты, которыми обрабатываются дороги. По долгу службы мне приходится ежедневно много времени проводить на колёсах, поэтому к нынешней зиме пришлось обработать кузов синтетическим воском. Я уже заранее боюсь!» «А мне приходится много ходить, - рассказал другой челябинец Иван Бубенцов, работающий почтальоном. – Зимой ещё было ничего, но стоило чуть потеплеть, постоянно приходилось шагать по снежной жиже, от которой на обуви появились непонятные разводы, и свести их ничем не получается. Я не один такой: многие знакомые жалуются, что за зиму обувь портится и приходит в негодность!» В редакции «АиФ-Челябинск» с прошлой зимы сохранилось даже письмо читательницы, которая жаловалась, что противогололёдный материал на дорогах разъел подушечки лап её любимой собаки. В результате хозяевам пришлось отказаться от дальних прогулок и обратиться к ветеринару. Пескосоль: сплошные минусы Нынешний ноябрь выдался относительно тёплым, но, тем не менее, ночью часто наблюдались переходы через ноль, и по утрам уже было скользко. Прогноз на декабрь сулит постоянные ночные заморозки, со второй декады месяца ожидаются регулярные снегопады. Это значит, что наступает пора активного применения противогололёдных материалов (ПГМ) в Челябинске. Благодаря запросу в администрацию, нам удалось узнать, какими именно материалами обрабатывались городские дороги прошлой зимой. До прошлой зимы традиционной в городе Челябинске была пескосоляная смесь (ПСС): дёшево и сердито. Пескосоль представляет собой смесь песка и соли (хлорида натрия). Её сейчас, по словам дорожного предприятия «Южуралмост», которое убирает дороги Челябинска, рассыпают на опасных участках дорог, на спусках и подъемах, в местах торможения. К сожалению, дорожные предприятия из года в год не укладываются в общую стоимость зимнего содержания дорог. А ПСС – самый недорогостоящий материал. На низкой стоимости и доступности преимущества ПСС перед другими ПГМ, пожалуй, заканчиваются. Если в песколи содержатся неочищенные глинистые включения, то непременно при первом же потеплении, она превращается в жидкое месиво. При температурах ниже -20 градусов пескосоль может смерзаться в большие куски, что требует дополнительных усилий при её распределении. Оставшийся песок, весной, в конечном итоге попадает в ливневые стоки, засоряя их, а так же поднимается в воздух пылевыми бурями, вызывая у людей аллергии, астмы, сердечно-сосудистые заболевания. А техническая соль, входящая в состав пескосоли, разъедает обувь и вызывает повышенную коррозию металла, как уже было отмечено горожанами ранее. Немаловажен и тот факт, что по ГОСТ 12.1.007, используемая соль относится к умеренно опасной продукции по степени воздействия на организм (третий класс опасности). Учитывая, что нормы ПСС порой достигают 250-300 гр/м2, в которых соли от 10%, то в окружающую среду за зиму могут поступать тонны хлорида натрия, что сказывается на состоянии почв и растений. Для чего мочить соль? Горожане очень тонко подметили изменения в технологии уборки города. Шквал жалоб вырос не на пустом месте. Оказалось, второй год дорожники в Челябинске используют совершенно новую технологию – смачивание соли. «В ходе прошлой зимы мы закупили и испытали растворно-солевой узел для производства солевых растворов и высокопроизводительные современные комбинированные дорожные машины, оборудованные устройствами для работы по технологии смачиваемой соли, - рассказали в подрядной организации АО «Южуралмост», которая выполняет городской заказ по обработке дорог ПГМ. - Технология «смоченной соли» заключается в том, что обычная сухая техническая соль NaCl (натрия хлорид) в момент распределения на проезжую часть дорожной машиной смачивается, разбрызгиваемым на ее поверхность 22% раствором кальция дихлорида (CaCl2). По мнению руководства организации, применение технологии смачиваемой соли позволяет предупредить и ликвидировать зимнюю скользкость, а также исключить поднятие пыли в воздух после схода снега весной. Кроме того, считается, что смоченная соль не уносится ветром и воздушным потоком от движущегося транспорта на газон и лотковую зону. Но главным плюсом подрядчик называет снижение расхода противогололедных материалов. «Норма расхода сухой пескосоляной смеси в среднем составляет 260 г/м2, - отмечает подрядчик. - Применение смачиваемой соли снижает расход противогололедных материалов – до 50-100 г/м2 в зависимости от температуры окружающей среды, что существенно снижает нагрузку на городскую экосистему. Исключение использования пескосоляной смеси позволяет избежать весеннего запыления воздуха». Ложка дёгтя в бочку дёгтя Но, как ни крути, хлорид кальция точно так же не полезен для человека и окружающей среды, как и вышеупомянутый хлорид натрия. В каком-то плане чистый хлорид кальция – вещество агрессивнее хлорида натрия. Выше коррозионное воздействие, сильнее влияние на обувь и кожу животных, и об этом свидетельствуют результаты различных исследований. «Мало нам промышленных и автомобильных выбросов! – сетует преподаватель химии одного из челябинских институтов, посетитель нашего сайта. – Плюсом ко всему мы имеем ещё и соляную пыль, которая поднимается в воздух вместе с прочей грязью. Отсюда регулярные НМУ то первой, то второй степени опасности. Отсюда полчище аллергиков и астматиков, которое то и дело пополняется. Мы все этим дышим, всё это оседает в наших лёгких!» Но, похоже, городских чиновников, отвечающих за экологическую и дорожную ситуацию в городе, все эти доводы, которые неоднократно приводились и ранее, волнуют мало. «Согласно заключенному муниципальному контракту, применение ПГМ осуществляется на основании соответствия Отраслевым дорожным нормам (ОДН) 218.2.027-2003 «Требования к противогололедным материалам», - сообщила начальник отдела по связям с общественностью МБУ «Управление дорожных работ» Администрации г. Челябинска Нина Леонтьева. - ПГМ должны быть нетоксичны, по степени воздействия на организм человека должны относиться к веществам с классом опасности не ниже третьего (умеренно опасные) по ГОСТ 12.1.007. ПГМ должны быть негорючи, пожаро-, взрыво- и радиационно безопасны. Безопасность ПГМ, используемых подрядной организацией АО «Южуралмост» для содержания улично-дорожной сети города Челябинска в зимний период, полностью подтверждена соответствующими паспортами безопасности». Возможно, если бы технологии применения соли соблюдались максимально чётко, вреда было бы меньше. Но известно, что дорожникам порой некогда вывезти снег, который всю зиму копится на обочинах дорог. А это в конечном итоге засаливает почву и опять же негативно воздействует на здоровье людей. Вот почему вдоль крупных челябинских улиц, которые в зиму обрабатываются ПСС, а теперь и новым реагентом, летом ничегошеньки не растёт. Всю прошлую зиму счищенный с дорог снег вместе с реагентами периодически вывозили на полигон на улице Радонежской. Весной горы снега, достигавшие высоты трёхэтажного дома, растаяли, оставив после себя груду грязи вперемешку с отходами с городских улиц. Полигон пополнился 20 гектарами грязи. При сильных ветрах вся эта пыль поднималась в воздух и улетала в разных направлениях. В том числе обратно, на улицы Челябинска. В скверы и парки. Скорее всего, следующей весной ситуация повторится. Увы.