Войти в почту

Почему энергетические предприятия ДФО испытывают нехватку угля

Как сообщил "РГ" заместитель генерального директора по ресурсам Дальневосточной генерирующей компании Михаил Лущиков, запасы твердого топлива на Хабаровской ТЭЦ-3, а также Благовещенской и Артемовской теплоэнергоцентралях удалось довести до нормативов, установленных Министерством энергетики РФ. Однако он подчеркнул, что проблема неритмичных поставок угля не решена. - Ввиду отсутствия порожнего подвижного состава, а также из-за приоритета отгрузки топлива в адрес морских портов для последующей продажи за пределы РФ мы наблюдаем негативную картину по доставке угля, особенно с предприятий Кузбасса и Красноярского края, - пояснил менеджер. Эту "картину наблюдают" с осени. В октябре во время селекторного совещания с зампредом правительства России Дмитрием Козаком губернатор Амурской области Александр Козлов заявил, что из-за отсутствия вагонного парка допущено отставание завоза угля из Красноярского края для котельных в северных районах. - Все вагоны задействованы на экспортных поставках, и мы каждую неделю вынуждены изыскивать их для завоза топлива на амурские энергоисточники, - сказал глава региона. Из-за неритмичных поставок угля российским потребителям запасы твердого топлива на ТЭЦ Дальнего Востока с трудом удается доводить до нормативных Через несколько дней министерство ЖКХ Приамурья распространило информацию о том, что меры приняты, система снабжения восстановлена, запасы угля на котельных превысили 109 процентов. Однако уже через неделю глава "РусГидро" Николай Шульгинов обратился к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой посодействовать решению все той же проблемы, характерной, как выяснилось, не только для Приамурья. По словам Шульгинова, запасы топлива на Хабаровской ТЭЦ-3, Благовещенской и Артемовской ТЭЦ в течение всего октября сокращались, подвоз осуществлялся в пределах 40 процентов от графика. Руководитель компании предрек, что это чревато ограничениями подачи тепло- и электро­энергии потребителям. Перебои со снабжением топливом предприятий энергетики вызваны двумя факторами. С января прошлого года в стране запретили продлевать срок службы старого подвижного состава. В результате было списано 70 тысяч полувагонов - это седьмая часть парка. Частично их заменили новыми, но в то же время резко возрос спрос на российский уголь за рубежом. К примеру, Федеральная грузовая компания за девять месяцев 2017-го увеличила объем его экспортных перевозок в полувагонах сразу на 18 процентов. Перевозчики везут то, что им грузят. А угледобывающие компании, пользуясь благоприятной конъюнктурой на внешних рынках, предпочитают в первоочередном порядке гнать сырье на экспорт. Для обеспечения топливом местных энергетических предприятий подвижной состав выделяется по остаточному принципу. Аналитики считают, что в январе, с окончанием "высокого" сезона экспортных поставок, проблема сойдет на нет сама собой. Но в это время уже надо будет думать о подготовке к следующему отопительному сезону. И пока нет предпосылок к тому, что нервотрепки для энергетиков и местных властей станет меньше. Пропускная способность терминалов, ориентированных на вывоз сырья за рубеж, растет. К примеру, в бухте Мучке на территории Хабаровского края в этом году впервые было переработано более 20 миллионов тонн угля (в том числе доставленного из Красноярского края). А в проекте - увеличение мощности этого терминала до 30 миллионов тонн. Угледобытчики, вкладывающие в подобные объекты многие миллионы рублей, конечно же, планируют эксплуатировать их на полную мощность. Это прекрасно. Реализация подобных планов приведет к пополнению бюджетов и даст работу населению. Но будет совсем хорошо, если наращивание экспортных поставок не заставит местных чиновников и энергетиков кричать "караул" во время отопительного сезона.

Почему энергетические предприятия ДФО испытывают нехватку угля
© Российская Газета