Возвращение святынь
19 декабря в Салехардском храме святых апостолов Петра и Павла служили благодарственный молебен по случаю передачи двух икон в городскую усадьбу, расположенную на улице Ламбиных 1, более известную в нашем городе, как дом купца Терентьева. Комплекс городской усадьбы (г. Салехард) фото В. Липатова Напомним, как разворачивалась интрига. Осенью 2014 года салехардцев всколыхнула весть, в доме купца Терентьева нашли пять икон. В это время там шла реставрация. И разбирая стену, рабочие случайно их увидели, они находились между двумя окнами, закрыты досками и штукатуркой, а ликом повёрнуты к стене. Жильцы даже не догадывались, какой клад хранится у них под самым боком. Потом была долгая реставрация, не все иконы дошли в целости и сохранности. И вот в день Николая Чудотворца, две иконы вернулись в дом, где когда-то жила семья купца Терентьева, именно они спрятали их от тех, кто проповедовал воинствующий атеизм в 20-30-х годах. ИА «Уральский меридиан» уже писал об этом. Искусствоведы определили, что иконы были написаны в 1864 году. Выполнили их иконописцы мастерской Кожевникова в Екатеринбурге, а не ишимские мастера, как это предполагали изначально. На Ямал иконы привёз епископ Тобольский и Сибирский Агафангел. Они предназначались для храма святых апостолов Петра и Павла в Обдорске (сейчас Салехард). По своей типологии они относятся к алтарному типу, отличаются крупным форматом. Несмотря на то, что в то время их писали в довольно большом количестве, но из-за антирелигиозной кампании, начавшейся после Октябрьской революции до наших дней таких икон сохранилось очень мало. С точки зрения стилистики вновь обретённые иконы: «Богоматерь с Младенцем» и «Господь Вседержитель» выполнены в академической манере, характерной для своего времени и провинциальных школ иконописи. По уровню и качеству исполнения они имеют художественную ценность. Судя по сложности живописной техники, более века назад эти иконы стоили очень дорого. Почти два года иконы восстанавливали в Тобольске. Эту мастерскую и мастеров выбрали не случайно, ведь Тобольск — древний и крупный православный центр Сибири. Здесь иконописная школа при духовной семинарии считается одной из сильнейших. Над иконами работали шесть реставраторов. Особая заслуга мастеров — икона Святителя Николая, восстановить которую удалось чудом. Лика на ней практически не было. Мастера укрепили древесину, очистили основу от загрязнений и нанесли золото. Долгое время решали дальнейшую судьбу алтарных икон. Взвесив все обстоятельства, решили, что три иконы останутся в храме, а две передадут в усадьбу, где и были найдены. Николай, архиепископ Салехардский и Ново-Уренгойский фото В. Липатова Архиепископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай вознес благодарственные песнопения за обретенные святыни. В приветственном слове Владыка Николай отметил: «В доме купца Терентьева были спрятаны эти иконы. Была предпринята реставрация, которая восстановила исторический памятник и помогла обрести эти большие святыни. Поблагодарим Бога за его бесценный дар нам. Помолимся о тех людях, благодаря которым вера сохранилась, и святыня дошла до сегодняшнего дня». Сотрудники усадьбы и служители храма уверены, что эти иконы помогут верующим даже в музее обрести дорогу к храму. Руководитель службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО Елена Дубкова отметила, что это большой праздник не только для усадьбы, но и для всего города: «Сегодня поистине светлый день. Я помню, как мы приступали к этой работе, выселяли жильцов и затем дом долго был одиноким. Я всегда думала, как это из всех старинных домов Салехарда уцелел только он. И когда во время ремонта рабочие нашли эти иконы, стало понятно, что именно они явились ангелами-хранителями этой старинной усадьбы. Отрадно, что в праздник Николая Чудотворца иконы вернулись в родные пенаты». Теперь сотрудники усадьбы будут решать, где разместить иконы, ведь в усадьбе не так много места, а что бы не нарушить православные каноны «этот вопрос будем решать вместе с архиепископом Ново-Уренгойским и Салехардским Николаем по всем православным канонам», — пояснила директор окружного Дома ремесел Светлана Захаревич. Вот так закончилась эта удивительная история. Икона «Богоматерь с Младенцем» фото В. Липатова