Войти в почту

Мифы и правда истории. У нового поколения есть запрос на целостную концепцию прошлого

Cпортивные федерации страны получили от МОК очередные требования к внешнему виду наших спортсменов. На сей раз запрет коснулся экипировки. Перечень табу, распространяющийся не только на олимпийцев, но и на тренеров, обслуживающий персонал и официальных лиц делегации, серьезно бьет по патриотическим чувствам россиян. Вспомнив другие недавние события, всколыхнувшие эти чувства, эксперты «ВМ» решили выяснить, что лежит в основе нашего возмущения. В «Вечерке» прошел круглый стол «Дым отечества. В плену заблуждений». В ходе довольно жаркой дискуссии, разгоревшейся в эфире нашего сетевого вещания, историки и политологи спорили, имеет ли власть право на мифотворчество. Тему для обсуждения как всегда подсказали новостные ленты. Вспомнили и нешуточные страсти, разгоревшиеся по поводу выступления российского гимназиста в Бундестаге; и не менее горячие дебаты вокруг участия наших спортсменов в грядущей олимпиаде; и историю с фильмом «28 панфиловцев»... Так или иначе, все эти сюжеты связаны с мифотворчеством, к которому вольно или невольно припадает современная идеология в попытках добиться от общества нужных мировоззренческих реакций. С одной стороны, есть известная позиция главы Минкульта Владимира Мединского, полагающего, что миф живет сам по себе, и когда его начинают пересматривать, разрушается нечто большее, нежели неправильная хронология события. А с другой стороны, врать нехорошо. Это нам еще с пеленок внушали. Обойдемся без жертв Помогут ли новые учебники воспитать молодежь, неизвестно. Потому что у молодежи, как выясняется, свои представления о правильном. — Наш центр проводил в этом году исследование — как в студенческом сознании преломляется история России, — рассказывает Павел Салин. — Выяснилось, что у нас растет поколение конформистов, которое всегда придерживается социально одобряемого поведения, совершенно при этом не пропуская (в отличие от прежних конформистов) через себя эту модель поведения. То есть они знают, что за определенный тип поведения они получат определенный бонус, и все. Как собака Павлова. У них есть свой внутренний мир и все остальные внешние раздражители, на которые они не реагируют. И именно поэтому на них проще воздействовать. При этом у них очень разорвано восприятие истории. Они, условно говоря, за Сталина, но против репрессий. И это не результат образования. Это результат клипового мировоззрения. У этого поколения есть запрос на целостную концепцию истории, но при этом они очень недовольны отсутствием единого учебника, в котором, уверены они, обязательно должны быть альтернативные (желательно иностранные, которым доверяют почти все студенты, к ним обращающиеся) точки зрения. Грубо говоря, они хотят закупаться в большом супермаркете возле дома, но нуждаются в магазинчиках рядом, чтобы можно было сравнить ассортимент и цены. Этакий здоровый потребительский подход. Историк Олег Яхшиян, доцент Государственного университета управления, считает, что всему виной неправильный пример: — Эта молодежь смотрит на элиту, в которую очень хочет попасть. Мотив социального лифта: забежать и взлететь. Но менее всего мы связываем с элитой образцы патриотизма. Политологи объясняют все политикой: — Бизнес-элита очень сильно связана с элитой политической, — говорит Георгий Федоров. — Но проблема в том, что нынешняя политическая модель заточена на то, чтобы сделать патриотизм комфортным. Зачем жертвовать чем-то, если можно потреблять патриотизм? Проще помахать флагом, попеть песни, разукрасить лицо в цвета триколора. Важна форма, а не содержание. Можно говорить о великом Советском Союзе, снимать правильные елейные фильмы, но при этом иметь офшорную аристократию, которая только за кордоном видит свое будущее. И молодежь чувствует тренд, она понимает, что на данном этапе выгодно и модно быть патриотом. Тем более что жертвовать ничем не надо. По принципу: мы все любим свою родину, но если есть возможность обогащаться, надо это делать. Кольца преткновения Так — плавно и ненавязчиво — участники круглого стола перешли к теме наших олимпийцев, а вернее, к вопросу, выступать им под навязанным белым флагом или гордо отсидеться дома. — Мне кажется, тут надо каждому спортсмену решить, либо он идет на поводу своих личных эгоистических (а часто и материальных) интересов, либо действует в интересах страны, поддерживая патриотизм, — считает Александр Карабанов. — Нам навязывают невыгодные правила. Выступать под нейтральным флагом — это принять условия, которые ни к чему хорошему нас не приведут. Иван Белоконь считает, что спортсмены должны помнить, кто их таковыми сделал: — Не нужны нам никакие нейтральные флаги. Ведь во всех этих спортсменов государство вкладывало деньги. Олимпиада — это соревнование государств, несущее очень серьезную идеологическую основу. Мы почему-то забываем про бойкот Олимпиады-80, хотя, думаю, многим спортсменам тоже было интересно Советский Союз посмотреть. А сидение на двух стульях — мы, конечно, патриоты, но своя денежка ближе к телу — ни к чему хорошему не приведет. А вот Олег Яхшиян думает, что патриотизм нужно выражать другими средствами: — Пусть простят меня все, кто болезненно переживает по поводу Олимпийских игр, но мне кажется, эта проблема довольно поверхностная. Я иногда думаю, что если взять сумму Нобелевской премии (около 1 миллиона долларов США. — «ВМ») и пересчитать на нее зарплаты футболистов-легионеров, то получится, что один футболист за сезон парочку Нобелевок в карман кладет. Это я о приоритетах. Патриотизм — естественное чувство. Но как-то надо нам его в конкретные дела уже переводить. Вот если бы мы сейчас построили лучший в мире центр борьбы с онкологией — такой, чтобы Израиль с Германией обзавидовались, и выяснилось бы, что 5–6 наших олигархов вложили в него деньги… Или если бы другие наши олигархи взяли шефство над университетами и подняли их быстрее, чем государство по программе «5 из 100»… Мы бы сказали — мать честная, вот это и есть патриотизм! А когда человек машет флагом, рвет рубашку напоказ, спорит до хрипоты, патриотично ехать на Олимпиаду или нет… Есть тут что-то фальшивое, показное. Боюсь, так мы сформируем поколение лицемеров, которым изобразить патриотизм будет парой пустяков. Как бы нам не переборщить с этим. СПРАВКА По данным Социологического центра Российской академии госслужбы при президенте РФ и Минобрнауки, патриотами считают себя 84,3% россиян. Среди молодежи до 24 лет патриотов оказалось 79,1%, среди тех, кому за 50, — 86,9%. При этом почти половина опрошенных (47%) питает к своей родине смешанные чувства — и гордость, и горечь одновременно. То, что Россия была и остается великой мировой державой, считает каждый третий. Основные предметы для гордости — историческое прошлое (позиция 58,5% россиян), размеры территории и природные богатства (50,7%). ЦИФРА 1,66 миллиарда рублей будет потрачено на госпрограмму патриотического воспитания граждан России. На эти деньги в России за 2016–2020 годы планируется создать систему патриотического воспитания граждан, отвечающую «современным вызовам и задачам развития страны, а также социально-возрастной структуре российского общества». Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Мифы и правда истории. У нового поколения есть запрос на целостную концепцию прошлого
© Вечерняя Москва