«Миллион четыреста – на ветер» Депутаты гордумы раскритиковали концепцию развития Сургутской агломерации
Идея агломерации Сургута с близлежащими поселениями Сургутского района была вынесена в информационное поле еще год назад, в конце 2016 года. Инициатором объединения выступило правительство Ханты-Мансийского автономного округа. Изначально предполагалось, что в границы сургутской агломерации войдут поселки Белый Яр, Барсово, Солнечный, Федоровский и Ульт-Ягун. В администрациях города и района к предложению руководства отнеслись с осторожностью, было решено вопрос как следует изучить и проработать. Для подготовки проекта концепции агломерации власти Сургута пригласили специалистов Института территориального планирования «Урбаника» из Санкт-Петербурга. Первые итоги своей работы ученые представили в августе 2017 года в рамках конференции, посвященной проблемам развития Сургутской агломерации. Питерские урбанисты расширили ее границы практически в два раза: в агломерацию с центром в Сургуте, по мнению ученых, должна войти территория Сургутского района, часть Нефтеюганского района, а также города Нефтеюганск и Пыть-Ях. Согласно расчетам, совокупная экономика муниципалитетов позволит сургутской агломерации войти в пятерку лидеров по валовому региональному продукту в России. К концу года специалисты должны были представить окончательный итог своих исследований и разработать рекомендации относительно создания и развития агломерации. «Идея возникла из глобальной концепции соперничества России с другими странами. Задача на сегодняшний день – сформировать каркас из нескольких точек роста на территории страны, объединенных социально-экономическими целями, которые могли бы успешно развиваться. Отсюда пошел посыл, который сейчас реализуется в правительстве, готовятся законодательные инициативы, прорабатываются меры финансовой поддержки агломераций. Губернатор объявила следующий год годом агломераций, в связи с этим мы и провели эту работу», – анонсируя концепцию, отметил заместитель главы Сургута Роман Меркулов. Презентуя работу, генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов подчеркнул, что был проведен анализ социально-экономического развития территорий, оценка существующих программ и генпланов муниципалитетов, схем территориального планирования. В итоге специалисты пришли к выводу, что агломерация по сути во многом уже сложилась без официального решения властей и юридического оформления. При этом ученые подчеркивают, что в их понимании агломерация – это совместное использование возможностей города жителями прилегающих территорий. И в ближайшие годы, считают специалисты, Сургут вполне может претендовать на роль опорного пункта развития Арктики и драйвера социально-экономического роста Среднего Приобья. «Сургут – основная зона предоставления высококвалифицированного сервиса, услуг, основная зона многоэтажного расселения с общекачественной городской средой и основная зона высшего образования для агломерации. Что касается взаимодействия и управления агломерацией, то здесь мы видим трехуровневую структуру: через департамент, проектное управление правительства ХМАО участвуют муниципалитеты верхнего уровня и муниципалитеты нижнего уровня. И самое главное – делегирование исполнения полномочий, а не самих полномочий хозяйствующим объектам», – отметил генеральный директор института «Урбаника» Антон Финогенов. Также разработчики предложили создать координационный совет, в который войдут представители органов власти всех муниципалитетов, объединенных в агломерацию. Этот орган и будет решать актуальные вопросы огромной территории с населением в полмиллиона человек. К этому предложению депутаты Сургута отнеслись скептически. Даже сегодня при выстроенной вертикали власти далеко не все вопросы решаются так гладко, как хотелось бы. Сможет ли коллегиальный совещательный округ стать полноценной управленческой структурой – большой вопрос. Тем более, что уже сегодня многие вопросы взаимодействия муниципалитетов решаются без создания координационного совета. «У нас есть единый тариф на пассажирские перевозки, он утверждается по округу. Плюс к этому, вопрос по отлову безнадзорных собак решен вместе с Сургутским районом без координационного совета, просто в рамках того, что мы заботимся о безопасности наших жителей. Вопрос о дезинфекции территории тоже решен вместе с районом без координационного совета, потому что мы ценим жизнь наших людей», – парировала спикер думы Надежда Красноярова. Кроме того, предлагаемые урбанистами механизмы не прописаны в существующем законодательстве и нормативных актах. Особенно это касается финансирования совместных межмуниципальных проектов, отметили парламентарии. «В существующей структуре межбюджетных отношений финансирование этих межмуниципальных расходов не вяжется ни с бюджетным кодексом, ни с законодательством соответствующих муниципальных образований. И там у вас вскользь прозвучало, есть только один механизм, который может быть запущен. Я боюсь, как бы у нас не появилось еще несколько фондов развития», – выразил сомнение депутат думы Сургута Владимир Болотов. Также скептически народные избранники отнеслись к идее присоединения к агломерации города Пыть-Яха. Если от Сургута до Нефтеюганска всего 50 километров и многие нефтеюганцы действительно работают в Сургуте, приезжают сюда по выходным и праздникам, то этот муниципалитет находится на расстоянии в 120 километров, и вряд ли его жители будут готовы получать какие-то услуги в планируемом центре агломерации. Непонятно, а точнее – неизвестно отношение руководства и жителей муниципалитетов, которые, согласно проекту, должны войти в агломерацию, к этой идее. В администрациях Нефтеюганска и Нефтеюганского района об этих планах слышали лишь краем уха, из послания губернатора. «Мы пока ничего не знаем и ни к чему не готовимся. Будет какое-то распоряжение из округа, тогда будем его выполнять. Но пока нам ничего не поступало», – прокомментировали вопрос об агломерации в одном из соседних муниципалитетов. Депутаты думы Сургута, оценивая итог работы питерских урбанистов, признались, что ожидали от специалистов разработанной «дорожной карты» по созданию неких объединяющих институтов, однако ничего похожего в концепции не увидели. Поэтому народных избранников заинтересовала стоимость предложенной стратегии для бюджета города. Выяснилось, что сургутской казне она обошлась в 1 млн 400 тыс. рублей. «Принимаем к сведению? И надеемся, что больше такого не повторится. Спасибо, Антон Владимирович, за вашу работу, но это не работа. Для Сургута она не подходит. Для меня лично итог пока в том, что за миллион четыреста мы получили рекомендацию создания координационного совета – ну, это эмоции. Но я для себя ничего не вынесла из вашего доклада», – резюмировала председатель думы Надежда Красноярова. В кулуарах народные избранники были еще более суровы: они планируют поставить вопрос об эффективности расходования средств городского бюджета. Фото: dumasurgut.ru