Кто завтра будет нужен рынку труда? Круглый стол «ФедералПресс»
Тема волнует и тех, кто много лет на рынке труда, и тех, кто еще готовиться получать профессию, а также их родителей. Но всерьез о создании условий для развития новых компетенций размышляют и в органах исполнительной власти, уверяет директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер. «Мы живем в такое время, когда все меняется очень быстро, и для исполнительной власти это доставляет немалый дискомфорт. Одно дело – писать законы, нормативные акты, когда все знают, что и сколько исполнять. Другое дело – построение нового профиля экономики региона. Планка неопределенности очень высока. И с этим столкнулись не только мы в своем регионе, этот процесс наблюдается во всей мировой экономике», – заметил Алексей Райдер. Хотя Тюменская область считается одним из лидеров в вопросе развития новых отраслей и компетенций, но и она в этом процессе движется в основном наощупь, сталкиваясь со все новыми вызовами, поскольку конкретных сценариев для исполнения никто не написал, добавляет представитель областного правительства. «Тем не менее команды нашего региона, занимающиеся индустриализацией, подготовкой кадров, выстраиванием рынка труда, делают все возможное в рамках своих компетенций, чтобы хоть как-то соответствовать действительности, перестраивать систему. Но, к сожалению, пока мы вынуждены догонять. Это касается и системы образования, и экономики в целом», – признал глава департамента образования. Он отметил, что за те 4-5 лет, пока студент получает образование, учебная программа уже может устареть, а то и вовсе профессия исчезнет. «Поэтому настало время переходить от профессий и специальностей к набору навыков и компетенций, – подчеркнул Райдер. – Настоящая индустриализация у нас в регионе происходит именно сейчас. Но во всем развитом мире уже перешли в постиндустриальную эпоху, а от нее – к сервисной экономике. И уже в шаге от перехода к экономике знаний. Если наш регион хочет достичь этого этапа, нам критично необходимо пережить все эти процессы одновременно». И это уже происходит, считает глава департамента образования. «Все это необходимо насаждать в обществе. На это сегодня направлены в том числе усилия губернатора Владимира Якушева, чтобы мы рано или поздно также приблизились к экономике знаний, когда сам человек станет носителем и созидателем чего-то нового», – говорит Райдер. О том, как в этой неустойчивой среде меняются запросы и предпочтения работодателя, рассказал начальник управления занятости департамента труда и занятости населения Тюменской области Вадим Самсонов. Он заметил, что пока формально заявки выглядят, как и прежде. Но содержание этих запросов совсем иное. «Ситуацию на рынке труда в регионе нельзя назвать напряженной. Сейчас в нашем банке 31 тысяча вакансий, а уровень официальной безработицы 0,6% от всей численности трудоспособного населения. Но это не означает, что мы на 100% удовлетворяем все потребности работодателя. Пока он не готов к изменению уже сложившегося классификатора профессий и должностей. Формально они ищут тех же специалистов, что и 5 лет назад. Но сущностные характеристики профессии заметно меняются. Например, нужен автослесарь, однако его компетенции должны быть существенно шире, чем это требовалось еще несколько лет назад. Особенно мы это видим на примере участия в чемпионатах Worldskills. Сейчас обязанности автослесаря включают в себя столько навыков и специальностей, которые раньше номенклатурно принадлежали к другим профессиям. То же самое во многих специальностях». Подтверждает данные официальной структуры старший консультант по подбору персонала международного агентства Kelly Services Олег Зыбин. «Спрос на рынке труда сегодня определяется технологической революцией. А также расширением требований работодателя к сотрудникам. Нужны специалисты со сквозными навыками, то есть времена в духе «один человек – одна задача» ушли. Нужны работники, способные решать много задач. Если нужен, например, тракторист, то он должен уметь управляться с любым видом сельхозтехники, а также быть еще и механиком. А от инженера требуется уже знание не только технологического оборудования, но и направлений по качеству, бережливого производства, охраны труда и так далее. То есть пакет навыков выходит далеко за рамки его профессиональной деятельности», – замечает Олег Зыбин. Одной из первых на перемены должна реагировать высшая школа, отвечающая за подготовку кадров для экономики нового типа. Как говорит исполняющая обязанности ректора Тюменского индустриального университета Вероника Ефремова, претензии к вузам по качеству подготовки специалистов побудили образовательные учреждения пойти на прямой диалог с работодателем. «Когда мы столкнулись с проблемой обеспечения экономики кадрами новой формации, то перешли к обсуждению дальнейшего развития как внутри коллектива, так и с работодателями, нашими партнерами. Был период, когда к вузам постоянно обращались в духе «плохо готовите». Но когда мы спрашивали, как надо, ответа не получали. В результате стали напрямую у работодателей выяснять особенности каждого предприятия, чтобы получить заказ на конкретный набор профилей и компетенций будущего специалиста. И должна сказать, что тюменские вузы в этом направлении очень хорошо продвинулись, – заметила Вероника Ефремова. – Сегодня мы пришли к тому, что современные образовательные программы должны быть максимально гибкими. Это даст возможность оперативно реагировать на новые запросы работодателей». Этот процесс предъявляет новые требования и к преподавательскому составу. Вузам и самим педагогам это дается не без труда, поскольку не все готовы меняться. Но работа идет, в том числе практикуется обмен специалистами, привлечение экспертов на временной основе и так далее. Проректор Тюменского государственного университета по персоналу и организационному развитию Андрей Латышев как раз является живым примером мобильности педагогических кадров – еще несколько месяцев назад он работал в Томске. «Надо признать, что революция, о которой мы говорим, уже произошла, но ее еще не заметили. Мы живем в такое время, которого сами еще не понимаем. На самом деле мурашки бегут от того, что происходит: цикл смены технологий ускорился настолько, что за один промежуток так называемого социального времени, то есть нашей с вами жизни может смениться 3-4 таких цикла, чего раньше невозможно было себе представить. К примеру, профессия кучера исчезала 30 лет. В этой связи возникает интересный вопрос, как быстро исчезнет профессия водителя. То есть можно предположить, что все те, кто заняты в сфере частного извоза, такси и так далее, находятся под ударом. И это только очень несущественный пласт всех тех профессий, которые могут быть затронуты происходящими глобальными изменениями, – заявил Андрей Латышев. – Взрывное изменение структуры занятости неизбежно и оно происходит на наших глазах». По оценкам мировых экспертов, в ближайшие 10 лет примерно треть компетенций, предъявляемых глобальным рынком труда, безвозвратно изменится. Это относится и к педагогике, замечает эксперт. Участники дискуссии единодушно признали, что даже проговорить все вызовы и возможные варианты развития событий, связанные с технологической, индустриальной революцией и глобальными изменениями рынка труда, за полтора часа невозможно. Потому договорились продолжить дискуссию в рамках Федерапресс-центра уже в следующем году, когда вопрос профессий будущего станет еще актуальнее.