Предприниматели СЗФО пожаловались на усиление надзорного бремени
Лишь бы проверить Уже практически два года, с 1 января 2016-го, в РФ действует мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Проходя через прокурорское "сито", список проверок действительно редеет. К примеру, в Новгородской области ведомство отменило 70 плановых визитов к субъектам бизнеса, намеченных на следующий год. Еще 700 проверок объединили попарно, предотвратив тем самым проведение 350 лишних рейдов. - Общее количество плановых проверок по сравнению с 2017 годом снизилось с 2236 до 1586, - делится информацией старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Новгородской области Дарья Борычева. - То есть административное давление на бизнес снизилось на 29 процентов. Однако здесь есть одно "но". Какие-то ведомства в исключительных случаях могут выезжать на внеплановые мероприятия, не согласуя это с прокуратурой. Например, если визит организован на основании внутриведомст-венного письма. Речь идет о надзоре в области опасных объектов, защите государственной тайны, контроле и надзоре в финансово-бюджетной сфере, налоговом, валютном, таможенном, страховом, банковском контроле, государственном надзоре за обработкой персональных данных и некоторых других видах контроля. И таких "исключительных" проверок становится все больше и больше. - У нас складывается впечатление, что некоторые чиновники, лишившись возможности проводить, когда вздумается, плановые проверки, используют все "окна" в законодательстве, чтобы организовать внеплановые выезды, - комментирует ситуацию член Союза предпринимателей Новгородской области, директор консалтингового и кадрового агентства Юлия Ротанова. - Возможно, перед какими-то органами власти стоит задача собрать больше штрафов - эти деньги идут в бюджет, а региональная казна в текущем году испытывает трудности с наполнением. Другим просто нужно выполнить план по раскрытым нарушениям. Так или иначе, сказать, что проверок стало меньше, ни я, ни мои многочисленные коллеги-предприниматели, не можем. Скорее уж наоборот. Кадровое агентство Юлии Ротановой, где работают три человека, сейчас проверяет Роскомнадзор на предмет обработки и хранения персональных данных. Мероприятие стартовало в октябре и не завершилось до сих пор. - Мне пришлось нанять юриста, два месяца платить ему зарплату, - продолжает новгородский предприниматель. - О временных потерях я уже не говорю. Разумеется, сотрудники Роскомнадзора должны следить за исполнением закона о защите персональных данных, это их работа. Однако, возможно, на федеральном уровне следует изменить подход к подобным проверкам. Два месяца, на мой взгляд, допустимо ревизовать компанию, если что-то в ее работе несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей. Если же речь идет просто о хранении информации, достаточно, наверное, краткого ознакомительного визита. Неудачная перепланировка Так называемый риск-ориентированный подход, при котором контрольно-надзорная дея-тельность направлена на соблюдение законов и безопасность граждан, а не на наложение максимального числа штрафов, действительно применяют сейчас несколько федеральных министерств и ведомств. - Среди органов власти, чей контроль охватывает практически все субъекты бизнеса, я бы выделил Роспотребнадзор, ФНС и МЧС, - рассказывает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов. - МЧС, к примеру, теперь ориентируется на количество возгораний и число людей, погибших при пожарах. В этом министер-стве решили полностью отменить проверки малого бизнеса - и убедились, что негативные показатели не увеличились. Схожий принцип прослеживается в работе Роспотребнадзора. Налоговики стали намного чаще вызывать предпринимателей, в работе которых видятся какие-то нарушения, на беседы, предлагать субъектам бизнеса самостоятельно исправить ошибки. А на проверку выезжать, только если беседа не принесла результатов. И налоговые поступления при этом не просели, наоборот, их объем увеличился. В Калининградской области эти ведомства, по словам Георгия Дыханова, стараются минимизировать количество внеплановых ревизий. К примеру, сотрудники Роспотребнадзора перед тем, как выехать на проверку по обращениям граждан, связываются с заявителями по телефону и подтверждают актуальность информации. 40 процентов жалоб при этом отсекается. - Однако контролем и надзором над бизнесом в нашем регионе занимаются больше 50 министерств и ведомств, и большая их часть, наоборот, усилила свою "проверочную работу", - продолжает калининградский бизнес-омбудсмен. - Если в 2015 году в области прошли 2302 плановых и 7560 внеплановых проверок, в прошлом году - 1649 плановых и 8594 внеплановых. То есть их общее количество увеличилось. Причем иногда контролеры, стремясь или надавить на предпринимателей, или выполнить план по штрафам, идут на откровенный подлог. Был, к примеру, случай, когда административное дело возбудили на основании подтасованных данных. Жалобы: профессионально, дорого Петербургские предприниматели тоже отмечают, что взаимодействовать с рядом федеральных органов власти стало намного проще. Речь идет и о риск-ориентированном подходе, и о чек-листах - списках контрольных вопросов, за рамки которых контролер выходить не имеет права. - Теперь хотелось бы, чтобы те же механизмы внедрялись и в работу региональных контрольно-надзорных ведомств, - рассуждает председатель совета Союза малых предприятий Санкт-Петербурга Владимир Меньшиков. - Ведь петербургских малых предпринимателей чаще всего тревожат именно региональные контролеры. Конечно, Санкт-Петербургу не удастся перенять опыт Калининградской области, где каждую региональную проверку визирует глава региона - у нас насчитывается гораздо больше потенциальных объектов контроля. Однако возможность реформировать региональную контрольно-надзорную дея-тельность у города есть. Еще одна нерешенная проблема петербургского бизнеса - заказные проверки, которые инициируют конкуренты. С одной стороны, далеко не все ведомства проверяют актуальность жалобы, как это делает сейчас Роспотребнадзор. С другой стороны, профессиональные "жалобщики", получающие деньги от недобросовестных предпринимателей, готовы заверить контролеров в достоверности своих обращений. - Мне кажется, во-первых, было бы правильно, если бы актуальность жалоб по телефону проверяли абсолютно все органы власти, и федеральные, и региональные. Во-вторых, если бы за заведомо ложную жалобу для заявителей в КоАП предусмотрели бы какой-то небольшой административный штраф, - отмечает Владимир Меньшиков. Как рассказал Георгий Дыханов, сейчас все ведомства ежеквартально проводят общественные слушания, участвовать в которых могут предприниматели. - Я призываю представителей бизнеса посещать эти мероприятия. Иногда контролеры просто не представляют, какой экономический ущерб они наносят предприятию и экономике страны своими проверочными действиями. Как-то сотрудники одного из ведомств в Калининградской области задержали выдачу разрешительной документации в путину и не торопились проверять - решили, что за день-два ничего не изменится. А один день простоя судна в сезон - это 20 тысяч долларов убытков. Необходимо вступать в диалог с представителями органов власти, оперировать подобными цифрами, высказывать свои предложения по реформированию контрольно-надзорной деятельности. Кроме того, хотелось бы напомнить, что участие в любой проверке со стороны компании может принимать региональный бизнес-омбудсмен - в таком случае ревизоры, как правило, ведут себя корректно и воздерживаются от излишних требований, - подводит итог калининградский бизнес-омбудсмен.