Вячеслав Шпорт: для переезда на Дальний Восток нужен крепкий характер
Стать инвестором в Хабаровском крае непросто: власти региона сделали ставку на интеллектуальные проекты, ориентированные на внедрение новейших технологий, и получение продукта с высокой добавленной стоимостью. О том, почему 2017 год стал для региона переломным, что дают краю smart-инвестиции, и зачем ехать на работу в Хабаровский край, рассказал в интервью РИА Новости глава региона Вячеслав Шпорт. Беседовала Елена Лазаренко. — Вячеслав Иванович, по данным за десять месяцев уже понятно, что край закончит год с хорошим результатом. Можете подвести первые итоги? — Этот год стал для нас годом роста экономики. Если 2016 год был стабилизационным после некоторого падения годом ранее, то 2017-й мы определили для себя именно как год роста экономики. И по итогам десяти месяцев мы видим, что эта задача выполняется: индекс промышленного производства вырос на 11,5 процента, рост в сфере обрабатывающих производств — почти 13 процентов. Восстанавливается реальная заработная плата. Это очень хорошие результаты. Принципиальное направление для нас — сельское хозяйство. Объемы агропроизводства падали в течение нескольких предыдущих лет, и наконец в этом году мы добились перелома. Падение производства остановлено, а по растениеводству получили рост объемов производства на 6,4 процента. rightУ нас не сельскохозяйственный край (площадь сельхозугодий — менее 80 тысяч гектаров), но мы делаем все для того, чтобы агропроизводство стало компактным, эффективным. Активно занимаемся заменой продуктивного стада, ищем новые формы выращивания овощей, работаем с инвесторами. Например, японская компания JGC Evergreen — якорный резидент территории опережающего развития (ТОР) "Хабаровск" (базируется компания в индустриальном парке "Авангард") — построила современный тепличный комплекс по выращиванию овощей в закрытом грунте с применением японских технологий. Их продукция очень востребована. Увидев, что японцы построили тепличный комплекс, к нам пришли уже наши российские инвесторы. Они строят теплицы, одна из которых — по японским и голландским технологиям — уже построена. Еще два тепличных комплекса — уже по российским технологиям — построены в Комсомольске-на-Амуре. Это очень важно — чтобы технологии были разными, как в самолето- и судостроении. Когда разные школы, получается хороший результат. — Какой объем инвестиций привлекли в Хабаровский край в этом году? — За девять месяцев 2017 года мы привлекли в край более 73 миллиардов рублей инвестиций — больше, чем за тот же период прошлого года, на 4,5 процента. Это тоже хорошая динамика. Рассчитываем, что до конца года объем инвестиций вырастет до 125-130 миллиардов рублей. Мы надеемся, что инвесторы, которые пришли в территории опережающего развития, начнут реализацию ряда крупных проектов. — Можно ли уже говорить об экономическом эффекте от ТОР в Хабаровском крае?right — Не так много времени прошло с момента старта на Дальнем Востоке новых механизмов поддержки инвестиций. Реально — меньше двух лет. Тем не менее мы видим неплохую динамику. Уже 12 компаний, имеющих статус резидента ТОР, выпустили в 2017 году продукцию на объем почти 7 миллиардов рублей. Основная доля заявляемых инвестиций в этом году приходится как раз на резидентов ТОР и Свободного порта Владивосток. Только в ТОРы заявлено 48 резидентами более 80 миллиардов. Еще около 80 на стадии оформления документов. То есть, если вернуться назад, мы добились того эффекта, который планировали, когда предлагали создать такие механизмы. Тогда это были только планы, все ведь было с чистого листа, железной уверенности, что все получится именно так, как мы задумали, не было. Но сегодня мы видим, что они осуществляются. Может быть, не такими темпами, как я бы хотел, но все равно есть динамика. Благодаря инвестициям, привлеченным в ТОР, мы, например, сегодня строим свинокомплекс мощностью 70 тысяч голов в год. Для сравнения: в советские годы в Комсомольске-на-Амуре строился свинокомплекс мощностью 120 тысяч голов, это была всесоюзная стройка, ее курировали ЦК партии и Совмин СССР. В Свободном порту Ванино строится крупнейший угольный терминал мощностью 20 миллионов тонн перевалки угля в год. Инвестор планирует создать 570 новых рабочих мест. Мы договорились, что мы создадим инфраструктуру, а они построят дома для работников, которые приедут работать на предприятие. Паром у причала в порту Ванино, Хабаровский край — Откуда приедут? — Пока мы не знаем, откуда приедут, ищем. Сегодня в Хабаровском крае безработица составляет 0,83 процента, у нас 14 тысяч вакансий, а безработных меньше 6 тысяч. Экономике края остро нужны трудовые ресурсы. Для того чтобы привлечь людей из других регионов, мы вступили в пилотный проект программы "Трудовая мобильность", который курирует вице-премьер РФ Ольга Голодец. rightМы уже по этой программе привлекли в регион около ста человек. Никто из них не уехал обратно. Но работодатели-участники программы "Трудовая мобильность", исходя из наработанного опыта, предлагают внести изменения в программу. Мы их обработали, внесли предложения в правительство России, сейчас они рассматриваются. Думаю, наши предложения повлияют на то, что люди будут активнее к нам приезжать по этой программе. Хотел бы отметить, что сегодня федеральный центр наконец-то повернулся лицом к регионам Дальнего Востока: нас слушают. Я сам восемь лет отработал в Государственной думе и знаю, как относились к предложениям дальневосточников раньше. Сегодня не так. Все наши предложения рассматриваются. Ольга Голодец, вице-премьер правительства Российской Федерации по социальным вопросам, относится к нашим предложениям всегда скрупулезно, по-женски. Вице-премьер правительства РФ, полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев каждому обоснованному предложению сразу дает ход — и оно уже через месяц крутится в профильных комиссиях и федеральных министерствах. Для нас, регионов, это очень важно, когда есть движение, обратная связь. — Что сейчас предлагает программа "Трудовая мобильность", и что вы хотите изменить? — Сегодня предприятие, которому требуются работники, подает заявку в краевое правительство. Дальше, либо совместно с нашими службами занятости, либо самостоятельно, предприятие подыскивает кандидатов на переезд в край из южных или центральных районов России. Для каждого привлекаемого работника предприятие получает из бюджета примерно 225 тысяч рублей плюс добавляет от себя 75 тысяч рублей. Но действующие правила требуют, чтобы предприятие брало обязательства не проводить каких-либо оргштатных мероприятий в течение трех лет. Жилье для работника должно решаться каким-то образом, по принципу "как сложится". Также действует условие: контракт с привлекаемым работником должен заключаться на менее чем на три года. Если указанные выше условия не соблюдаются — штрафы, акты проверок и прочие неприятности для предприятия. Поэтому мы предложили несколько позиций, которые должны сделать программу более гибкой и привлекательной. Во-первых, предприятия считают необходимым срок контракта сократить до двух лет, убрать жесткие обременения по запрету на штатные перестроения. Далее, разумно господдержку отдавать непосредственно трудовым мигрантам, не втягивать в эти взаимоотношения и обязательства предприятия. И, наконец, третье: 300 тысяч рублей — все-таки маловатая сумма для поддержки переезда на Дальний Восток, и мы предложили подъемные как минимум удвоить, предусмотреть также определенные выплаты для членов семьи. Мы эти предложения внесли в правительство, и они в настоящее время рассматриваются. — Есть еще программа "Дальневосточный гектар". Едут люди в Хабаровский край за гектаром? — Сегодня уже 7,5 тысячи человек получили свой участок земли в Хабаровском крае по этой программе, а заявок подано более 16 тысяч из 30 городов РФ, в том числе из Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодара. Есть те, кто уже начал свой бизнес. В ходе Дней Дальнего Востока, которые прошли в Москве, они представили выращенную на "гектаре" продукцию: мед, иван-чай. Можно было прийти попробовать. К слову, мы рассчитываем, что Дни Дальнего Востока в Москве помогут жителям столицы ознакомиться с Хабаровским краем. Возможно, потом они приедут к нам сначала как туристы, посмотрят, а затем некоторые из них переедут навсегда. Ведь для того чтобы оставить Центральную Россию и переехать на Дальний Восток, нужны определенный менталитет, крепкий характер и сильная воля. Участник программы "Дальневосточный гектар" Иван Панин в Хабаровском крае — Как было во все времена освоения Сибири и Дальнего Востока. — Да, поэтому там живут сильные люди. — Какие предприятия вы представили на Днях Дальнего Востока в Москве? — На выставке мы представляем авиационный завод имени Ю. А. Гагарина, который производит суперсовременные боевые самолеты семейства Сухой, которые, кстати, успешно выполнили боевые задачи в Сирийской республике. Завод готовит к промышленной серии самолеты-невидимки Су-57. Такие самолеты делают всего в двух местах в мире: в Комсомольске-на-Амуре и в США. rightМы также представляем продукцию Амурского судостроительного завода, который строит корветы-невидимки серии 20380, сегодня это лучший боевой корабль во всем Тихоокеанском регионе. У нас есть металлургическое производство, мы варим сталь, мы перерабатываем нефть (в крае два передовых нефтезавода, которые делают бензин и дизтопливо по высшему экологическому стандарту Евро-5). Умеем варить фирменную дальневосточную уху. В прошлом году мы сварили уху и попали в Книгу рекордов России, сейчас подали заявку в Книгу рекордов Гиннесса. — Рыбалка, наверное, хорошая? — Рыбалка у нас хорошая, мы ее представили на Днях Дальнего Востока тоже. Есть семь причин, почему нужно приехать в Хабаровский край, вот рыбалка — одна из них. У нас в реке Амур водится 126 видов рыбы — больше, чем в любой реке в мире. Сегодня эта река чистая. Дважды в год министры природных ресурсов России и Китая берут пробы воды в реке Амур. Если десять лет назад я бы этого не сказал, то сейчас и вода нормальная, и рыба хорошая. Но рыба — это не только рыбалка, это еще промысел. Сейчас рыбная отрасль, как и сельское хозяйство, активно развивается. Но, подчеркну, ставку мы все-таки делаем на перерабатывающую промышленность. Рыбалка на реке Амур — Какую долю в структуре промпроизводства сейчас занимает переработка? — Около 60 процентов. Таким образом мы получаем продукты с большой добавленной стоимостью. Предприятия, которые производят этот продукт, создают высокоинтеллектуальные рабочие места. А это значит, что работники получают хорошую зарплату. И молодежь на такие предприятия идет с удовольствием. Например, на авиазаводе имени Гагарина, который делает самолеты-невидимки и где сегодня работает 15 тысяч человек, средний возраст сотрудников — 38,5 года. Почему? Высокотехнологичное современное производство. Мы стараемся, чтобы и другие предприятия края подтягивались к этому уровню. rightНовейшие технологии используются в деревообрабатывающей отрасли. Например, в городе Амурске компания "Дальлеспром", входящая в холдинг "РФП Груп", построила предприятие по изготовлению лущеного шпона, где используется уникальное японское оборудование. Они производят шпон высочайшего качества. В результате производства остаются древесная пыль и стружка. Из стружки, отходов производства, делают пеллеты, на отходах лесопиления и переработки в том числе отапливается весь деревоперерабатывающий комплекс. Безотходное производство! Вот таких инвесторов мы и приглашаем в край. Мне иногда говорят: а ведь инвестиций у вас могло быть больше. Мне не нужно больше, мне нужно, чтобы пришел инвестор с новейшими технологиями, который создаст высокоинтеллектуальное производство с высокой добавленной стоимостью. Чтобы мы на базе этих современных предприятий развивали профессиональное образование. А инвесторов, которые хотели бы просто добывать на Дальнем Востоке сырье, действительно хватает. Это капиталоемкий, но технологически несложный труд: бери лопату, копай. Нашел кусок золота, нагрузил вагон угля и увез его. Таких инвесторов мы тоже принимаем. Но стратегически структуру экономики края мы базируем на высокотехнологичном машиностроении, формировании связанных промышленных кластеров, переработке леса, нефти, оказании современных логистических услуг. — Полеты самолетов L-410 приостановлены в Хабаровском крае после авиакатастрофы в ноябре. Что будет дальше с региональным авиаперевозками? Обломки самолета L-410, потерпевшего крушение при заходе на посадку в аэропорту Нелькан, в Хабаровском крае. — Мы до выводов комиссии МАК прекратили полеты этого типа самолетов в крае, но не прекратили авиасообщение. На маршруты, где раньше летал L-410, поставили другие самолеты и вертолеты. Авиаперевозки внутри региона планируем развивать и дальше. На север (а 60-70 процентов площади края — это северные территории) можно добраться только авиационным транспортом. Нужны вертолеты, самолеты, причем самолеты компактные, такие как L-410. Я сейчас веду переговоры с авиакомпанией "Аврора", которая занимается межрегиональными перевозками на Дальнем Востоке. Если они дадут нам тариф, который будет не выше, чем сейчас, мы их совместим с нашей авиакомпанией (Хабаровские авиалинии). Свою авиакомпанию мы будем развивать тоже, но нам нужен крупный, надежный, современный авиаперевозчик, который предложит самые современные технологии обслуживания жителей края. Даже на таких малых и удаленных маршрутах как, например, Чумикан, Аян, Нелькан.right Маршруты местных авиаперевозок у нас все субсидированные. Сегодня на север самолеты летают за половину фактической стоимости, остальное оплачивает бюджет края. Например, от Хабаровска до Охотска лететь шесть часов с посадкой. Билет стоит как до Москвы. Ну кто туда полетит за полную стоимость? И если "Аврора" сможет сохранить действующий тариф, мы будем с ней работать. У нас параллельно идет реконструкция малых аэропортов. Казенное предприятие "Аэропорты Дальнего Востока", в управлении которого находится шесть малых аэропортов на территории края, берет на себя реконструкцию, эксплуатацию взлетно-посадочных полос, а модернизация аэровокзальных комплексов — обязательство краевого правительства. Совместно мы создаем условия, чтобы летать было безопасно и комфортно, и будем дальше работать в этом направлении.