Как привлекает туристов "Северная чернь" в Великом Устюге

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ, 18 декабря. /Корр. ТАСС Наталия Казаковцева/. Более 6 тыс. туристов ежегодно принимают ювелиры с великоустюгского завода "Северная чернь" - предприятия с 300-летней историей, и поток туристов постоянно растет. Черненое серебро наряду с вотчиной Деда Мороза - главные точки притяжения путешественников, причем чернильщики охотно делятся секретами древнего промысла. О том, как работают великоустюгские ювелиры, - в материале ТАСС. Традиция как "крепкий бренд" "Наш завод, пожалуй, особое место притяжения туристов, как и вотчина Деда Мороза - это крепкие бренды Великого Устюга. Наше предприятие насчитывает 85-летнюю историю с момента создания артели "Северная чернь", а черневому делу в Устюге более 330 лет. Промышленный туризм работает на развитие Великого Устюга и дает возможность популяризировать наши изделия, ведь многие считают, что чернь - это просто эмаль с рисунком на изделии, не подозревая, насколько это сложное и трудоемкое производство", - рассказал ТАСС начальник отдела маркетинга завода "Северная чернь" Андрей Канюков. По его словам, ежегодно демонстрационный зал завода принимает около 6 тыс. туристов. "В 2016 году завод посетили 5,6 тыс. туристов, в этом году такой показатель достигнут уже за 10 месяцев", - отметил собеседник агентства. В целом поток туристов в Великий Устюг возрос с 1998 по 2016 год с 2 тыс. до 278 тыс. человек. Как отмечал ранее глава Ростуризма Олег Сафонов, в ближайшие годы он может возрасти как минимум вдвое, до 600 тыс. человек благодаря реконструкции взлетно-посадочной полосы и приему среднемагистральных самолетов из крупнейших российских городов. "Северная чернь" в будни и в выходные по предварительной записи проводит экскурсии по демонстрационному залу и по производственным цехам, а также мастер-классы для взрослых и детей, которые так и называются - "Секреты старого мастера". Туристам рассказывают и показывают, как создают изделия с чернью, демонстрируют уникальные вещи старых и нынешних мастеров, а также дают возможность с помощью штихеля (инструмента гравера - прим. ТАСС) изготовить себе памятную монету. Почти вся продукция завода официально признана изделиями художественной ценности. "На 85% наши изделия созданы ручным трудом, даже в маленьком колечке, сережечке много его элементов. Гравировка и чернь - это только ручной труд, механически отполировать невозможно. 90% наших вещей - это изделия признанного художественного достоинства, на многих же предприятиях этот показатель составляет не более 5-20%, помимо "Северной черни" такой большой процент имеет Хохлома [АО "Хохломская роспись"]. Наше предприятие входит в десятку крупнейших российских производителей изделий из серебра", - рассказал ТАСС генеральный директор завода "Северная чернь" Сергей Юферицин. Посох для патриарха и самовар с мечетями "Северная чернь" - крупное предприятие народно-художественных промыслов. "Наша специализация - изготовление изделий из серебра 925-й пробы с черневым рисунком. Ассортимент насчитывает более 2 тыс. наименований, ежегодно выпускается до 100 новинок, все выполнено традиционным для народных художественных промыслов ручным способом с соблюдением основным приемов старинных мастеров", - рассказала ТАСС сотрудница завода Марина Канюкова, представитель трудовой династии чернильщиков. У предприятия накоплен огромный опыт выполнения изделий на заказ, которые составляют сейчас до четверти объемов производства, отметила Канюкова. "Мы выполняли заказы для президента, для патриарха, для людей бизнеса, искусства, властных структур, в частные коллекции. Заказы поступают из России и ближнего зарубежья. Изделия отправляются на экспорт в Казахстан, Белоруссию, в Великобританию, Италию, Канаду. Не один десяток лет работаем с Азербайджаном", - рассказала представитель завода. Один из необычных заказов - посох для патриарха Алексия II, весом в 2,5 кг. Патриарший жезл был полностью расписан серебряным узором и инкрустирован гранатами. В подарок тогдашнему министру сельского хозяйства России Алексею Гордееву по заказу губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева был сделан серебряный серп, рассказал Андрей Канюков. "Сами мы подарки не дарим, а изготавливаем на заказ различных структур. Мы порой даже не знаем, куда отправляется изделие, а можем только догадываться. Так, у одного из представителей руководства страны имеется наш трехлитровый самовар "Душа традиций" с видами Москвы. На его изготовление может уйти от полугода до года, стоимость такой вещи - 4 млн рублей. После для заказчика из Азербайджана был изготовлен самовар с видами всемирно известных мечетей", - отметил собеседник агентства. По его словам, в 2007 году на заводе задались целью изготовить матрешку как бренд завода и заодно показать все умение мастеров: традиционную чернь, конфорение, позолоту, различные виды гравировки; использовали даже несколько сортов золота, к примеру, губки и щечки матрешки выполнены из красного золота. "Увидев такую красоту, правительство области задумало преподнести матрешку в дар президенту России Владимиру Путину. В январе 2008 года на Рождество, в вотчине Деда Мороза, ее и вручили", - рассказал представитель завода. Секреты мастерства По словам Канюкова, на заводе работают 300 человек, 210 из них - мастера, обучают всех непосредственно на производстве. Если есть желание, можно прийти вообще без образования, главное условие - отличное зрение. Средняя зарплата сотрудников - 15-20 тыс. рублей. Подделывать чернь - занятие неблагодарное, отмечает собеседник агентства. Чернь - это сплав сульфидов меди с серебром с особыми ингредиентами, вплавляется в серебро и навсегда остается с ним единым целым. Мастера пробовали испытывать изделия, колотили по ним кувалдой - вещи гнулись, но чернь не выпадала. "Искусство чернильщика вовсе не в составе черни, который можно распознать в любой лаборатории, а в мастерстве и интуиции мастера - как в нужный момент и в каких пропорциях добавить туда серу и другие ингредиенты. Самый большой секрет - в приплавлении черни над пламенем огня. Чернь должна расплавиться и затечь во все бороздки рисунка, секунда - чернь закипела, и это уже брак, который идет на переплавку, чернь из такого изделия выпадет. За качеством у нас следят очень строго", - отметил Канюков. Любое изделие рождается в фантазиях художника, который придет форму, разрабатывает по ней рисунок, затем технологические карты, которые вместе с эскизом отправляются на производство. Все начинается с заготовительного участка, где мастер-ювелир придает изделиям будущие формы. Все объемные изделия - бокалы, чашки, кувшины, чайнички выполняются на токарном станке с помощью специального инструмента давильника, который напоминает лом. С его помощью токарь натягивает плоскую серебряную пластину на форму, получая деталь, к примеру, бокала. Он состоит из четырех частей, которые спаиваются в единое целое с помощью газовой горелки и серебряных припоев, затем изделие полируется. Беречь стружку По рассказу гравера Татьяны Гришиной, обучение на гравера длится около семи месяцев. Значительную часть коллектива составляют женщины; мужчины заняты на участках, где требуется физическая сила. На предприятии строгий учет и контроль на каждом этапе, все сотрудники отчитываются после завершения смены. Токари сдают готовые материалы и отходы - все это взвешивается и проверяется. Отходы идут на переправку и затем вновь в производство, пояснили на заводе. Искусствоведам и антикварам Изделия "Северной черни" интересны антикварам и коллекционерам, отмечают на заводе. "Если вещью обладал кто-то из вип-персон, то она становится очень интересной антикварам, но наша работа востребована и музеями. Так, ведутся переговоры с Санкт-Петербургским русским этнографическим музеем о закупке двухъярусной вазы "Царский пир", которая была удостоена диплома на конкурсе-выставке Junwex-2017, где представитель музея была в конкурсной комиссии. На эту крупнейшую ювелирную выставку мы изготовили в этом году и столовое серебро, взяв за основу рисунок 1960-1970 годов, на изделия под старину сейчас тоже есть заказы. Мы не делаем дешевых вещей", - рассказал директор предприятия. Завод перерабатывает от двух до трех тонн серебра в год, отгружая продукции примерно на 200 млн рублей, бывало и на 400 млн. Объемы эти высчитывает Российская государственная пробирная палата, которая ставит финальную пробу.