В Осетинской слободке вновь осквернили святилище "Хуыцауы дзуар"
Анна Кабисова Несколько дней назад неизвестные сломали шлагбаум на территории Святилища "Хуыцауы дзуар" в Осетинской слободке. Шлагбаум мешал нескольким автомобилям проехать на территорию святого места, которое стало также любимым местом для застолий, чаще всего не имеющих отношения к "Хуыцауы дзуар". Акт вандализма зафиксировали видеокамеры, которые недавно были установлены на территории святилища на средства благотворителей. Ситуацию Sputnik прокомментировал Заурбек — один из смотрителей святого места: — Здесь давно творится непорядок, на территорию святилища все время заезжают автомобили, земля буквально перекопана колесами, поэтому было принято решение закрыть въезд. Мы установили шлагбаум, но через какое-то время его сломали. После этого мы закопали столбы, чтобы шлагбаум было не так легко сломать. Этого хватило на три-четыре месяца — земля вздохнула, даже трава успела вырасти. А потом и столбы с корнем вырвали. Я не могу сказать, что люди приезжают сюда с целью осквернить святилище, но и что приезжают помолиться — тоже не могу сказать. Когда я спрашиваю людей, зачем они сюда приезжают, то самый частый ответ бывает: "Отсюда город виден как на ладони, очень красивое место". На вопрос, а знают ли они, что здесь святое место, то редко кто говорит, что знают, хотя на въезде установлены щиты с информацией. В Осетинской слободке вновь осквернили святилище Хуыцауы дзуар — Три дня назад сюда подъехали три машины, из них вышли люди, увидели, что въезд закрыт, посуетились, потом одна из машин подъехала задом к шлагбауму и люди стали выгружать из багажника пакеты, потом подъехала четвертая машина, из которой вышел человек и, достав какой-то инструмент, стал ломать шлагбаум, после чего все четыре машины заехали на территорию святилища. Все это зафиксировали видеокамеры, эту съемку я посмотрел буквально вчера. На видео солидные люди, не подростки. Мы их легко найдем, потому что камеры зафиксировали номера. Побеседуем с ними по-человечески, попросим все восстановить, а если они откажутся, то я подам заявление в полицию. Святилище в Осетинской слободке построено в конце XIX века осетинским народным героем Пипо Гурциевым. К 90-м годам это святилище обветшало и жители Осетинской слободки построили новое святилище Хуыцауы дзуар, возле которого ежегодно в последнее воскресенье августа отмечается праздник покровителя Осетинской слободки. В 1892 году во Владикавказе в Осетинской слободке вспыхнула эпидемия холеры. За несколько месяцев от болезни погибло несколько тысяч человек. Один из жителей Осетинской слободки по имени Пипо Гурциев ходил по домам, утешая семьи умерших. Он ухаживал за больными и молился за умерших. Однажды Пипо Гурциеву явился во сне Уастырджи и сообщил ему, что если Пипо Гурциев принесёт себя в жертву, то люди будут спасены. Уастырджи повелел Пипо Гурциеву найти белого быка и пойти за ним. На месте, где белый бык ляжет, Пипо Гурциев должен построить святилище Великому Богу. Пипо Гурциев исполнил условия Уастырджи и после того, как было построено святилище, на следующий день умер. На территории святилища "Хуыцауы дзуар" с 90-х годов также располагается кувæндон "Хохы Уастырджи". Об истории появления этого кувæндона рассказал его смотритель — Влад Гаглоев. — В 1992 году, когда в Южной Осетии была война, Валерий Еналдиев перенес из опустевшего села Нижний Рук, в котором находилось их фамильное святилище — камень и крест. Какое-то время они находились в другом селении Южной Осетии, но потом было принято решение перевезти их на территорию Северной Осетии. Так здесь появился этот кувæндон, который называется "Хохы Уастырджи". В Осетинской слободке вновь осквернили святилище "Хуыцауы дзуар" Как мне рассказывали старшие, святилище "Хохы Уастырджи" в Южной Осетии появилось так: вышли на охоту несколько человек и вдруг увидели зайца, стали стрелять, а попасть никак не могли и вот заяц привел их в маленькую рощe, внутри которой находилась башня — потом выяснилось, что это было забытое святилище "Хохы Уастырджи". А вот история, свидетелем которой стал я сам. Однажды выпало очень много снега и в этот день я решил сходить к кувæндону. Тогда над ним еще не было навеса. Я подошел и увидел, что вокруг дзуара в радиусе двух метров все ровно вычищено от снега. Это было удивительно, потому что я шел по свежему снегу, к кувæндону до меня в тот день никто не приходил. Я прихожу на это святое место несколько раз в неделю, слежу за порядком и за тем, чтобы люди, которые приезжают сюда, не распивали спиртные напитки и не сквернословили. Были ситуации, когда мне приходилось объяснять уже выпившим и не следящим за языком людям, что здесь так нельзя. И ко мне прислушиваются, еще ни разу не было, чтобы на мои просьбы агрессивно отреагировали. Такие люди и сами понимают, что такое поведение недопустимо, но почему они так поступают, мне непонятно.