Экономическое развитие Арктики: выгодные приоритеты
Москва, 16 декабря - "Вести.Экономика" В последнее десятилетие Арктика стала территорией бурно возрастающего внимания со стороны не только "восьмёрки" арктических стран, но и азиатских государств с быстрым развитием национальных экономик (Китай, Япония, Корея, Индия, Сингапур). О роли Арктики в экономике России и перспективах развития рассказывает Михаил Слипенчук, зав.кафедрой рационального природопользования географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и руководитель ГК «МЕТРОПОЛЬ». Михаил Слипенчук, руководитель ГК «МЕТРОПОЛЬ» Политиков, бизнесменов, экспертов и журналистов интересуют открывающиеся возможности, связанные с глобальным изменением климата и с активным внедрением новых технологий и материалов. Таким образом, с Арктическим регионом связаны долгосрочные экономические и политические интересы многих стран мира и в первую очередь России. На это есть ряд причин. И первое – это ресурсы. Уже сейчас Арктика обеспечивает около 40% национального дохода России, здесь создается 90% объема общероссийского экспорта. Арктика является крупнейшим в мире рыбопромысловым районом, в котором так же пересекаются интересы экономически развитых государств. Для эффективного развития арктических территорий России необходимо создать Национальный Арктический Транспортный Коридор. Ключевая роль в развитии национальной арктической транспортной системы принадлежит Северному Морскому Пути (СМП), который является кратчайшим между европейскими и азиатскими морскими портами. СМП как транзитный маршрут короче пути через Суэцкий канал почти на 60%, за счет этого на две недели сокращается продолжительность рейса, уменьшаются затраты на фрахт (около одного миллиона долларов США) и топливо. Однако, несмотря на глобальную перспективу, связанную с уменьшением ледового покрова и развитием Северного морского пути, грузопоток нарастает медленнее, чем планировалось (к 2015 году объем грузоперевозок по СМП должен был достигнуть 10 млн. тонн в год). Ожидания не оправдались. Пик был достигнут в 2013 году, когда по маршруту провезли 1,4 млн. тонн грузов, а в 2014 году на фоне антироссийских санкций и падения стоимости нефти этот показатель сократился в пять раз до 274 тыс. тонн. Ситуацию изменит запуск предприятия и порта по СПГ Сабетта. Ожидается, что благодаря перевозкам сжиженного газа и сырой нефти удастся круглогодично содержать открытым канал Северного Морского Пути. Конечно, современные объёмы грузоперевозок по СМП пока не сопоставимы с объемами, перевозимыми по традиционному маршруту через Суэцкий канал, через который ежегодно проходит около 1 млрд. т. грузов, что составляет 10% от всех мировых перевозок. От такого трафика Египет получает ежегодно более $5,0 млрд. После открытия канала-дублера поступления в египетский бюджет увеличатся почти в два раза. Тем не менее, основания для оптимизма есть. Как отмечалось, увеличение добычи нефти и газа на шельфе Северного Ледовитого океана и наращивание поставок углеводородов в Европу и Азию будут способствовать росту объема грузопотока по СМП. Только один порт Сабетта, благодаря заводу «Ямал СПГ», позволит нарастить объемы вывоза груза с 1 млн. тонн до 16,5 млн. тонн в год. Более того, порт Сабетта должен превратиться в многофункциональный узел Северного Морского Пути, который в перспективе можно будет использовать не только для экспорта газа с Ямала, но также для экспорта иной продукции с Урала и Сибири. По расчетам экспертов уже к 2020 году пропускная способность СМП может вырасти до 30 млн. тонн, а общий потенциал этой морской артерии России оценивается в 50 млн. тонн в год. Фактором увеличения грузопотока по СМП, о котором сейчас много говорится, является глобальное изменение климата, таяние льдов и появление «открытой воды» на долгое время. По прогнозам Межправительственной группы экспертов по изменению климата, приблизительно к 2070 году в летний период воды Арктики будут полностью свободны ото льда. По другим данным, это может произойти еще раньше. Некоторые исследования называют в качестве возможной даты 2035 год. К этому времени количество судов, проходящих через СМП, может вырасти почти в 20 раз. Для превращения СМП в полноценный транспортный коридор потребуется восстановление, а зачастую и создание заново полноценной инфраструктуры: гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, современные электронные карты, морские спасательные центры, береговая аварийно-спасательная служба, развитие ключевых морских портов с судоремонтными мощностями, система навигации и связи, новые морские и речные суда и многое другое. Современные российские ученые, в том числе В.Н. Лексин и Б.Н. Порфирьев разрабатывают новые организационные схемы "переосвоения" Арктики. Такой термин представляется спорным и вполне может быть заменён на "развитие", поскольку несёт в себе оттенок утилитарности. В настоящее время Россия активно создаёт в Арктике современные высокотехнологичные военные базы (Архипелаги Земля Франца-Иосифа, Новосибирские острова и другие). Некоторые зарубежные политики воспринимают такое повеление России как милитаризацию Арктики. Однако, постоянное присутствие в Арктике оснащенных военных баз позволит не только обеспечивать национальную безопасность России, но и навигационную безопасность СМП и международных трансполярных перелетов гражданской авиации, а так же развивать Арктический туризм и проводить регулярные метеорологические исследования в этом труднодоступном регионе. Что, безусловно, укрепит международное сотрудничество. Развитие Северного морского пути как международного консорциума с контрольным пакетом у России, а остальные участники – отечественные и иностранные инвесторы, крупные добывающие и судоходные компании. В качестве потенциальных партнеров могут выступить компании Сингапура, Японии, Китая, Индии, Кореи. Вырученные средства будут направлены на развитие инфраструктуры, включая модернизацию воздушных, морских и речных портов, системы связи и навигации, а также на пополнение парка ледоколов и грузовых судов ледокольного класса. Становление СМП как важного международного транспортного коридора придаст дополнительный импульс развитию Русского Севера и привлечет новые инвестиции. Международное сотрудничество в Арктике регулируется исключительно "Конвенцией ООН о морском праве". Следует отметить, что среди всех стран - членов Арктического Совета (межгосударственный орган с совещательным правом) лишь США уклонились от подписания данного документа. Но, справедливости ради, следует признать, что все положения Конвенции в Арктике ими выполняются. Для объединения усилий активного экономического развития Арктики следует создать международный финансовый институт - например, Арктический Банк Международного сотрудничества. Актуальной темой для обсуждения является так же неурегулированный до сих пор вопрос о разграничении Арктического шельфа. В 2016 году Россия подала заявку в ООН о своём праве на часть Арктического шельфа. Материалы были подготовлены на основании результатов советских и российских научных исследований. Таким образом, следует признать, что Арктика до сих пор в достаточной степени не исследована и её дальнейшее развитие невозможно без участия Российской науки. Россия обозначила свои приоритеты и свой статус в Арктическом регионе. Усиление приарктической деятельности России будет способствовать изучению и использованию ресурсов Мирового океана в интересах национальной безопасности, экономического и социального развития, расширения международных торгово-экономических связей. Бизнес заинтересован в развитии Северного морского пути. Однако, для успешного результата следует увеличить финансирование научных исследований, усовершенствовать транспортную и финансовую инфраструктуру, гармонизировать российское законодательство и международное право.