Войти в почту

Полет не нормальный. Сможет ли аэропорт Победилово жить без бюджетной поддержки?

На этой неделе на встрече с депутатами законодательного собрания министр транспорта Кировской области Михаил Поршнев неожиданно сообщил, что он не верит в то, что Победилово когда-то сможет приносить региону доход. «Я сразу же скажу: безубыточная работа аэропорта Победилово невозможна. Это социальная нагрузка. Но нам не дадут закрыть аэропорт – в него вложено 1,5 млрд рублей федеральных средств. Никто из инвесторов не готов его купить. Это предприятие нужно субсидировать. Это такая же нагрузка, как медучреждения, учебные заведения. Почему-то минфин считает, что все предприятия должны быть прибыльны. Нет ни одного города-полумиллионника с прибыльным аэропортом. Только в городах с населением более миллиона они работают в плюс», – заявил Михаил Поршнев. Судя по всему, это заявление министр транспорта сделал на эмоциях и вряд ли согласовал с начальством. Губернатор Кировской области Игорь Васильев не раз заявлял, что Победилово должно перестать быть «черной дырой», в которую улетают бюджетные деньги. Главной задачей аэропорта глава региона видел постепенный выход на самоокупаемость. Впрочем, в сети многие разделили пессимизм министра – времена, когда аэропорт приносил прибыль региону, вспомнить достаточно сложно. За последний год существенно продвинуться в решении проблем тоже не удалось: буквально за несколько дней до выступления Поршнева правительство решило расстаться с генеральным директором Победилово Алексеем Легконравовым. В «сером доме» заявили, что ищут человека, который сможет более эффективно руководить аэропортом. Напомним, что за последние годы регион вложил в развитие Победилово более 500 млн рублей собственных средств. Депутаты заксобрания не раз заявляли, что регион не может себе позволить содержать Победилово за бюджетный счет. Но Никита Белых был уверен, что авиасообщение не сможет развиваться без ежегодной многомиллионной поддержки. Казалось, в 2015 году, после прихода лоукостера «Победы», дела Победилово пошли на поправку. На это время пришлось открытие новой взлетно-посадочной полосы, организация дополнительных рейсов в разные точки страны, победа на всероссийском конкурсе «Воздушные ворота России–2015». Благостную картину омрачали лишь многомиллионные долги – даже крупные денежные вливания не могли закрыть финансовые дыры аэропорта. Прежний руководитель Победилово Андрей Жданов, который был уволен при Васильеве, утверждал, что уже в 2017 году аэропорт перестанет нуждаться в дотациях из бюджета. Выполнимы ли были эти обещания, кировчане уже не узнают: Никита Белых попал в тюрьму, Жданов покинул Победилово, а «Победа», на которую делал ставку гендиректор, в феврале этого года ушла из Кировской области. Когда лоукостер покинул регион, не получив бюджетной поддержки, бизнес-сообщество раскритиковало решение правительства. А вот обычные кировчане, судя по реакции в соцсетях, не слишком переживали. Многие считали, что 500 млн рублей, вложенных в авиаперевозки, нужно было направить в социальную сферу. И вот почему. Средняя стоимость авиабилета по направлению Киров – Москва авиакомпании «Победа» составляла 3 тыс. рублей. Однако пассажир, который хотел выбрать место в салоне самолета, провезти ручную кладь или дополнительное место багажа, мог выложить за билет больше 8 тыс. рублей. Таких денег у кировчанина со среднестатистической зарплатой в 21 тыс. рублей просто не было. «Когда жители Кировской области прилетают в Москву в 2 часа ночи, они сталкиваются с проблемой отсутствия общедоступного транспорта и заказывают такси по стоимости, сопоставимой со стоимостью перелета. В чем здесь экономия? У нас второй год подряд происходит эта история: авиакомпания «Победа» угрожает своим уходом. Я не назову это выкручиванием рук, но это ведение переговоров с позиции силы, и регион в этой ситуации должен проявить характер», – высказался за месяц до разрыва контракта губернатор Игорь Васильев. Впрочем, и у «Победы» нашлись ответные аргументы. Перед уходом представители лоукостера заявили, что цены на услуги кировского аэропорта на 60 % выше, чем в соседних регионах. Это оказалось правдой, однако вскоре выяснилось, что «Победа» получала 80 % скидку на услуги аэропорта. Так или иначе, новый глава региона и представители лоукостера не смогли договориться. «Победа» давала понять, что без значимых преференций и субсидирования полетов не собирается вести деятельность в таком небольшом регионе и фактически шантажировала чиновников. Очевидно, что Никите Белых приходилось прилагать немало усилий, чтобы удержать лоукостер в регионе. Васильев же не мог себе позволить такую «слабость», да и расходы дефицитного бюджета нужно было сокращать – в итоге было принято решение о прекращении сотрудничества. Возможно, пессимистичное заявление Поршнева говорит о том, что губернатор смягчил позицию по отношению к финансированию аэропорта – ведь в бюджете на 2018 год субсидии хоть и небольшие, но все-таки заложены. Правительство выделило 27,6 млн рублей на поддержку воздушного транспорта. Средства будут направлены на субсидирование новых маршрутов в Нарьян-Мар, Нижний Новгород, Пермь, Самару и Уфу. Без субсидий будет сложно обойтись еще и потому, что Игорь Васильев решил развивать внутриобластные авиалинии. Во время презентации созданной в Вятских Полянах территории опережающего социально-экономического развития он предложил возобновить работу аэропорта в рамках программ региональной авиации. Перевозки могла бы организовать частная авиакомпания на самолетах класса Pilatus PC-12 и L-410. Вообще, поддержка Победилово – болезненная тема для политических элит региона. С одной стороны, никто не хочет превращения Кирова в «гетто», с другой стороны – все понимают, что большинства кировчан не поддерживают многомиллионные вливания в аэропорт. Например, экс-депутат заксобрания Дмитрий Русских согласен с позицией правительства в двух вещах: уволенный Легконравов не мог управлять аэропортом эффективно и сотни миллионов рублей регион на Победилово больше выделять не должен. В пример он привел период 2005–2008 годы, когда аэропорт не получал вообще никакой поддержки из бюджета. Правда, решение Васильева разорвать отношения с «Победой» он считает поспешным. По мнению депутата, за счет большого пассажиропотока Победилово могло бы если не выйти в ноль, то снизить задолженность. Сейчас, когда «Победа» ушла из региона, считает Русских, без субсидий вряд ли можно будет обойтись. А вот эксперт аналитического агентства «Финам» Алексей Калачев разделяет пессимизм Поршнева. Он считает, что без субсидий региональным аэропортам все-таки не обойтись: «Даже у крупных авиакомпаний внутренние перевозки остаются низкорентабельными или убыточными. В 2017 году это стало особенно заметным: выросли цены на топливо, а стоимость авиабилетов даже немного снизилась относительно предыдущего года. Несмотря на рост издержек, авиакомпании не могут повышать цену авиабилетов – доходы населения и его мобильная активность остаются слишком низкими. Часть внутренних маршрутов вообще осуществляется лишь на условиях дотаций из бюджета государства. Сводить концы с концами и получать прибыль авиаперевозчикам удается лишь за счет зарубежных маршрутов и туристических чартеров». По словам эксперта, заполняемость бортов и частота полетов являются условиями рентабельного авиабизнеса. Но малый пассажиропоток некрупных городов не позволяет этого обеспечить. «Полет эконом-классом из Кирова в Москву и обратно обойдется в сумму от 11 тыс. до 22 тыс. рублей. При средней номинальной заработной плате в Кировской области, которая равна менее 25 тыс. рублям в месяц (после вычета налогов получаем ту самую 21 тыс. рублей, – прим. ред.), нужно откладывать несколько месяцев. Только с ростом реальных доходов большинства населения до приемлемого уровня проблема региональной авиации сдвинется с места», – говорит Калачев. Естественно, авиакомпании, оптимизируя свою деятельность, не стремятся расширять маршрутную сеть за счет региональных аэропортов, добавляет Алексей Калачев. Поэтому Победилово уже несколько лет не может добиться операционной рентабельности. «Лоукостеры не слишком способны в наших условиях решить проблему. «Победа» – это скорее показательный лоукостер, «выставочный образец». Большинство авиаперевозчиков и без того держат предельно низкие цены на авиаперелеты, по сути являясь лоукостерами», – заключает эксперт. Фото с официального сайта аэропорта

Полет не нормальный. Сможет ли аэропорт Победилово жить без бюджетной поддержки?
© РИА "ФедералПресс"