Правительство заготовило доильный аппарат для станций ТО

Минэкономразвития готовит новшества в процедуру техосмотра автомобилей, описанного в законе «О техосмотре транспортных средств». В поправках содержится требование видеофиксации этой процедуры и уголовная ответственность за выдачу фиктивных диагностических карт. Вернется и штраф за непройденный техосмотр, который предварительно будет составлять 800 рублей. Новое — это хорошо перекрашенное старое. Практику видеофиксации технического осмотра уже пытались внедрить, когда функцию оператора выполняла ГИБДД, в том числе в качестве антикоррупционной меры. Однако это не помогло, и в 2012 году контроль над ТО был передан частным операторам. Основной причиной тогда официально назывался высокий уровень коррупции в автоинспекции. По оценкам, 80% автомобилистов покупали талончик техосмотра. Видеофиксация этому никак не препятствовала. Сам собой возникает вопрос: а зачем тогда ее отменяли ранее — в 2011 году? Фокус не удался Потому что эксперимент оказался неудачным, отвечает бывший директор Национальной ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств Борис Ласкин. «Когда отменялись штрафы, вводилось разрешение на онлайновую выдачу диагностических карт и прочие послабления, то намерения были самые благие — сэкономить людям время и нервы на всевозможные процедуры, устранить излишнюю бюрократию и т. д. Но скоро оказалось, что эти изменения пошли на пользу не только ответственным водителям, но различные нечистые на руку операторы тоже воспользовались новыми правилами», — сказал он ранее «Ридусу». Среди таких полулегальных приемов шире всего распространилась практика фиктивного ТО — когда автовладелец пригоняет свой автомобиль на станцию техобслуживания, и ему там выдают самую настоящую диагностическую карту. Формально всё, вроде бы, сделано по всем правилам. В 2017 году в России действуют 4161 оператор и 4689 пунктов технического осмотра. Имеются ввиду легальные операторы. «Нарушение здесь только одно: сотрудники СТО не проводят осмотр машины на самом деле. Где-то ее могут „для вида“ загнать на яму, попросить помигать фарами и т. д. Но даже если окажется, что стоп-сигнал не горит, дворники не движутся и омыватель не работает, все равно владельцу выдают карту с рещолюцией „Эксплуатация возможна“ под обещание „сегодня же“ все недостатки исправить. То есть водитель неисправной машины может еще год кататься без стоп-сигналов», — описывает эксперт. Бешеный принтер Кроме того, за те годы, что были сделаны послаблени по ТО, развелось множество «контор», где никакой осмотр автомобилей не проводится и проводиться не модет в принципе: очень часто это просто офис какой-либо страховой компании, где за отдельным столом сидит агент, вся работа которого сосотоит в том, чтобы ввести данные ПТС в онлайновую систему учета и распечатать диагностическую карту на принтере. «В таких случаях вообще никому не известно, что представляет из себя автомобиль, данные которого вводятся в систему. Может быть, на нем вообще торомза не работают! Агенты же просто где-то раздобыли пароль для доступа в автоматизированную систему учета. Если говорить без дипломатии, то такие агенты являются соучастниками преступления, если водитель такого авто попадет в серьезное ДТП!» — говорит Ласкин. Иными словами, хотели как лучше — получилось как всегда. Поэтому возвращение к старому доброму очному техосмотру — не каприз чиновников, а дань суровым реалиям российской жизни, в которой мало кто будет что-либо делать без угрозы штрафов или иных санкций.