Войти в почту

Угольная пыль стала явной «антигероиней года» в 2017-м. О том, что в морских портах при перевалке и разгрузке всё бывает покрыто тонким чёрным слоем, а жители окрестных кварталов вынуждены «видеть то, что вдыхают», говорилось часто, даже на «Прямой линии» с президентом. Жители Находки и других дальневосточных портов тогда справедливо возмутились тем, что некоторые крупные компании пренебрегают природоохранными нормами и на жалобы не реагируют. Особенно сильно людей задело то, что и во всём мире, и в нашей стране давно и успешно применяются эффективные технологии улавливания пыли на портовых терминалах. «Что мешает делать это всегда и везде?» — требовали ответа граждане. Проблему угольной пыли не мог­ли обойти вниманием и участники международной выставки-форума «ЭКОТЕХ», проходившей в Москве. Главная цель ­«ЭКОТЕХ» — поиск инновационных экологических решений и внедрение доступных технологий, позволяющих снизить промышленные выб­росы, сократить образование отходов и защитить окружающую среду от нерадивых «хозяйственников». На «круглом столе» «Экологические аспекты работы операторов морских портов» собрались представители природоохранных служб и крупного портового бизнеса, бизнесмены, эксперты в сфере экологии, активисты-общественники, зарубежные специалисты. Модератором выступил гендиректор Международного экологического фонда «Чистые моря» Василий Богословский. Встреча была продолжением диалога, начатого уже давно, и вели его профессионалы. Они обсуждали самые современные методы перевалки угля, позволяющие практически полностью устранить пыль. Брайан Тейлор, глобальный менеджер по развитию проектов по охране окружающей среды «СЖС Восток Лимитед» (ЮАР), подробно проанализировал мировой опыт комплексного мониторинга состояния атмосферного воздуха в окрестностях морских портов, где идёт перевалка пылящих грузов. Как выяснилось, в некоторых случаях российские нормы, регулирующие предельные концентрации вредных веществ в воздухе, даже жёстче американских. Михаил­ Оводков, начальник одного из управлений Росприроднадзора, подтвердил, что в ближайшие месяцы российские порты ждёт серия строгих проверок. Например, кое-где на Дальнем Востоке ситуация «запущенная», сказал он, и мириться с этим нельзя. Сергей Семёнов, директор по развитию ООО «Морское строительство и технологии», подробно разобрал плюсы и минусы различных способов борьбы с угольной пылью в портах — увлажнения, укрытия штабелей, применения добавок для образования поверхностной плёнки, строительства гофрированных стенок и защитных экранов, высадки лесополос и так далее. По мнению Семёнова, все эти средства надо применять в комплексе и адаптировать к местным условиям. Примером такого подхода он назвал ПАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП). Генеральный директор ММТП Александр Масько пояснил: через этот порт идёт перевалка более 15 миллионов тонн угля, щебня, марганцевой руды и других навалочных грузов, а также контейнеров, оборудования и прочего. Сначала на Кольской губе возник порт, а затем вокруг него — современный Мурманск, из-за чего жилая застройка вплотную обступает терминалы. Поэтому экология - приоритет, затраты на неё в последние годы увеличились более чем в 20 раз. Вложения дают отдачу: по данным НИИ Атмосфера, концентрация угольной пыли в воздухе порта снизилась на 49 процентов. Предельно допустимая концентрация - 0,5 мг/м3. В Мурманском порту в 2014 году она составляла 0,2 мг/м3, в 2016-м - уже 0,04 мг/м3. В порту действует восемь стационарных систем пылеподавления. Летом создают водяной туман, зимой активно работают снежные пушки. Используют также поверхностно-активные добавки, с помощью которых на угольных штабелях создают вязкую плёнку с этиленгликолем. В ММТП уголь составляет почти 95 процентов груза. Внимание к пыли особое - в первую очередь при пересыпке груза. В Мурманском порту действует норма, по которой грейферный ковш на кране разрешается опрокидывать не более чем с полуметровой высоты над штабелем угля. Это, конечно, увеличивает время работы крановщика, но кардинально сокращает пыление. «В большинстве портов так не делают - это сложно и неудобно, - пояснил Масько. - Но мы за нормой следим жёстко». Сами ковши в Мурманске тоже особые - более крупные, чем обычно. ММТП закупил пять 100-тонных портальных кранов «Витязь», оборудованных грейфером на 20 м3, работают также 10-кубовые. Это позволило примерно на четверть снизить объём пыли. В Мурманском порту для защиты от пыли строят вдоль штабелей угля специальные высокие стенки — 4-6 м вместо прежних 2,5 м. Пыль в проездах и на площадках убирают мощные промышленные машины-пылесосы. Идею современных ветрозащитных экранов позаимствовали в Китае, а в целом специалисты Мурманского порта изучили опыт 16 портов различных стран - лидеров на рынке стивидорных услуг и выбрали лучшие технологические решения с учётом нашего северного климата и постоянных ветров. Кроме техники, применили дипломатию и навыки управленцев. Грузовладельцам пришлось сократить остатки продукции на портовых складах вдвое — максимум до 250 тонн единовременно. Да, теперь им сложнее строить логистику с железными дорогами и судами. «Но принцип есть принцип», - говорит гендиректор. В рамках «ЭКОТЕХ» Мурманский морской торговый порт и Министерство природных ресурсов и экологии РФ подписали Соглашение о взаимодействии. В соответствии с ним в ближайшие три года ММТП направит на природоохранные мероприятия свыше трёх миллиардов рублей. Выступая на форуме, председатель совета директоров ММТП Денис Илатовский подчеркнул: подобное сотрудничество стало сейчас одним из действенных инструментов системы экологического менеджмента. По словам Дениса Илатовского, последовательная работа позволит к 2021 году снизить количество выбросов при перевалке угля с сегодняшних 44 до всего лишь полутора тонн в год. При ежегодном грузообороте ММТП в 250 тысяч тонн цифра более чем обнадёживает.

Непыльная работа
© Парламентская газета