Войти в почту

Угольная пыль стала явной «антигероиней года» в 2017-м. О том, что в морских портах при перевалке и разгрузке всё бывает покрыто тонким чёрным слоем, а жители окрестных кварталов вынуждены «видеть то, что вдыхают», говорилось часто, даже на «Прямой линии» с президентом.

Непыльная работа
© Парламентская газета

Жители Находки и других дальневосточных портов тогда справедливо возмутились тем, что некоторые крупные компании пренебрегают природоохранными нормами и на жалобы не реагируют. Особенно сильно людей задело то, что и во всём мире, и в нашей стране давно и успешно применяются эффективные технологии улавливания пыли на портовых терминалах. «Что мешает делать это всегда и везде?» — требовали ответа граждане.

Проблему угольной пыли не мог­ли обойти вниманием и участники международной выставки-форума «ЭКОТЕХ», проходившей в Москве. Главная цель ­«ЭКОТЕХ» — поиск инновационных экологических решений и внедрение доступных технологий, позволяющих снизить промышленные выб­росы, сократить образование отходов и защитить окружающую среду от нерадивых «хозяйственников». На «круглом столе» «Экологические аспекты работы операторов морских портов» собрались представители природоохранных служб и крупного портового бизнеса, бизнесмены, эксперты в сфере экологии, активисты-общественники, зарубежные специалисты. Модератором выступил гендиректор Международного экологического фонда «Чистые моря» Василий Богословский.

Встреча была продолжением диалога, начатого уже давно, и вели его профессионалы. Они обсуждали самые современные методы перевалки угля, позволяющие практически полностью устранить пыль. , глобальный менеджер по развитию проектов по охране окружающей среды «СЖС Восток Лимитед» (ЮАР), подробно проанализировал мировой опыт комплексного мониторинга состояния атмосферного воздуха в окрестностях морских портов, где идёт перевалка пылящих грузов. Как выяснилось, в некоторых случаях российские нормы, регулирующие предельные концентрации вредных веществ в воздухе, даже жёстче американских. Михаил­ Оводков, начальник одного из управлений Росприроднадзора, подтвердил, что в ближайшие месяцы российские порты ждёт серия строгих проверок. Например, кое-где на Дальнем Востоке ситуация «запущенная», сказал он, и мириться с этим нельзя.

, директор по развитию ООО «Морское строительство и технологии», подробно разобрал плюсы и минусы различных способов борьбы с угольной пылью в портах — увлажнения, укрытия штабелей, применения добавок для образования поверхностной плёнки, строительства гофрированных стенок и защитных экранов, высадки лесополос и так далее. По мнению Семёнова, все эти средства надо применять в комплексе и адаптировать к местным условиям. Примером такого подхода он назвал ПАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП).

Генеральный директор ММТП пояснил: через этот порт идёт перевалка более 15 миллионов тонн угля, щебня, марганцевой руды и других навалочных грузов, а также контейнеров, оборудования и прочего. Сначала на Кольской губе возник порт, а затем вокруг него — современный Мурманск, из-за чего жилая застройка вплотную обступает терминалы. Поэтому экология - приоритет, затраты на неё в последние годы увеличились более чем в 20 раз. Вложения дают отдачу: по данным НИИ Атмосфера, концентрация угольной пыли в воздухе порта снизилась на 49 процентов. Предельно допустимая концентрация - 0,5 мг/м3. В Мурманском порту в 2014 году она составляла 0,2 мг/м3, в 2016-м - уже 0,04 мг/м3.

В порту действует восемь стационарных систем пылеподавления. Летом создают водяной туман, зимой активно работают снежные пушки. Используют также поверхностно-активные добавки, с помощью которых на угольных штабелях создают вязкую плёнку с этиленгликолем.

В ММТП уголь составляет почти 95 процентов груза. Внимание к пыли особое - в первую очередь при пересыпке груза. В Мурманском порту действует норма, по которой грейферный ковш на кране разрешается опрокидывать не более чем с полуметровой высоты над штабелем угля. Это, конечно, увеличивает время работы крановщика, но кардинально сокращает пыление. «В большинстве портов так не делают - это сложно и неудобно, - пояснил Масько. - Но мы за нормой следим жёстко». Сами ковши в Мурманске тоже особые - более крупные, чем обычно. ММТП закупил пять 100-тонных портальных кранов «Витязь», оборудованных грейфером на 20 м3, работают также 10-кубовые. Это позволило примерно на четверть снизить объём пыли.

В Мурманском порту для защиты от пыли строят вдоль штабелей угля специальные высокие стенки — 4-6 м вместо прежних 2,5 м. Пыль в проездах и на площадках убирают мощные промышленные машины-пылесосы. Идею современных ветрозащитных экранов позаимствовали в Китае, а в целом специалисты Мурманского порта изучили опыт 16 портов различных стран - лидеров на рынке стивидорных услуг и выбрали лучшие технологические решения с учётом нашего северного климата и постоянных ветров.

Кроме техники, применили дипломатию и навыки управленцев. Грузовладельцам пришлось сократить остатки продукции на портовых складах вдвое — максимум до 250 тонн единовременно. Да, теперь им сложнее строить логистику с железными дорогами и судами. «Но принцип есть принцип», - говорит гендиректор.

В рамках «ЭКОТЕХ» Мурманский морской торговый порт и РФ подписали Соглашение о взаимодействии. В соответствии с ним в ближайшие три года ММТП направит на природоохранные мероприятия свыше трёх миллиардов рублей. Выступая на форуме, председатель совета директоров ММТП Денис Илатовский подчеркнул: подобное сотрудничество стало сейчас одним из действенных инструментов системы экологического менеджмента. По словам Дениса Илатовского, последовательная работа позволит к 2021 году снизить количество выбросов при перевалке угля с сегодняшних 44 до всего лишь полутора тонн в год. При ежегодном грузообороте ММТП в 250 тысяч тонн цифра более чем обнадёживает.