Банкиры нетрадиционной ориентации
Банки.ру опросил банки и выяснил, что уже сейчас там востребованы психологи, тайм-менеджеры, блокчейн-инженеры, специалисты по machine learning и data science. Удастся ли им потеснить представителей традиционных банковских профессий? Лингвист по блокчейну Время классического банкинга прошло, предупредил глава Сбербанка Герман Греф, выступая на «Дне инвестора» в Лондоне в четверг, 14 декабря. «Я не верю в банки. Если вы мне скажете, что нужно строить банк, тогда это не я и это не наша команда, — заявил Греф. — Я не верю в банкинг. Я думаю, что банкинг будет лишь одним из (формфакторов деятельности банка. — Прим. Банки.ру.)». Он предупредил, что на пятки банкам наступают финтех-компании, которые довольно быстро могут освоить банковские услуги. Поэтому сейчас одна из основных задач банков — предсказание и видение того, что клиент захочет на следующем этапе. «Мне неинтересно заниматься банкингом в будущем, я плохой банкир», — сказал Греф, добавив, что время традиционного банкинга ушло. Банки.ру опросил кредитные организации и выяснил, что они уже готовятся к отходу от традиционного банкинга, нанимая специалистов совсем не из банковских отраслей. «Новые профессии, нехарактерные для банков, активно появляются в штатах этих организаций: специалисты по блокчейну, лингвисты, психологи, тайм-менеджеры, и это далеко не весь список», — говорит заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин. «В основном эти профессии нужны для внедрения технологий и для увеличения производительности труда посредством улучшения условий труда и помощи работникам в трудностях, связанных с эмоциональной составляющей профессии», — объяснил он. «Во многих банках есть штатный психолог, который помогает сотрудникам справиться со стрессом. Есть лингвист, который проверяет документы. О специалистах в сфере IT и, в частности, блокчейна и говорить не приходится: внедрение идет повсеместно», — отмечает председатель наблюдательного совета банка «Воронеж» Мурад Салихов. У гуманитариев есть независимость суждений Несмотря на широко распространенное представление, что «гуманитарии никому не нужны», банки охотно нанимают их для работы в самых различных подразделениях. «Специалисты с гуманитарным образованием работают в самых разных подразделениях банков — в HR, PR, маркетинге, рекламе, контакт-центре, фронт-офисах и так далее. На текущий момент образование играет важную, но не определяющую роль при оценке кандидата. Гораздо важнее его опыт работы, навыки и компетенции», — говорит начальник управления подбора и адаптации персонала Бинбанка Анна Гаранина. «У нас один из «уик-эндов профессий» для старшеклассников так и назывался: «Гуманитарии в IT». И гуманитарии были представлены аналитиками, менеджерами по работе с социальными сетями, HR-специалистами, сотрудниками информационной безопасности, бренд-менеджерами и не только», — рассказала руководитель образовательных программ QIWI Finteen Елена Луценко. «Список гуманитарных профессий достаточно длинный. Не только в пресс-службе банка может работать человек, имеющий гуманитарное образование. Это может быть и юрист, и дизайнер, и менеджер брендовых продуктов», — перечисляет Мурад Салихов. По мнению доцента факультета экономических наук НИУ ВШЭ Генриха Пеникаса, гуманитарий может и должен работать в банке. «Чтобы увидеть суть, часто нужно абстрагироваться от деталей. У гуманитария есть незашоренность и независимость суждений. Он может в привычных ситуациях задать вопрос, почему мы именно так делаем, и изменить процесс», — считает эксперт. Цитата Профессиональный майнер и инженер блокчейна По словам Мурада Салихова, новые профессии будут возникать прежде всего в связи с развитием новых технологий. «Могу предположить, что одной из новых профессий в банковской сфере станет профессиональный майнер криптовалют или инженер блокчейна», — полагает он. «Мы видим высокую востребованность специалистов по data science, machine learning и математическому моделированию. При этом такие специалисты могут и не иметь именно банковского или экономического образования. Еще один тренд финансового рынка — автоматизация процессов. И я полагаю, что в перспективе 5—10 лет мы увидим много примеров автоматизации и роботизации, в том числе в сфере контакт-центров, поддержки клиентов и так далее», — говорит Анна Гаранина. Несмотря на постоянные разговоры о финтехе, новаций, которые бы кардинально изменили банковскую систему, пока не придумано, скептически настроен эксперт из ВШЭ. «Психологи, лингвисты, блокчейн-специалисты — это сиюминутная мода, связанная со специфическими задачами. Несмотря на популярные разговоры о финтехе, мы так и не получили финансовый iPhone. Лучше, когда каждый занимается своим делом, а не бросает пыль в глаза модными понятиями, за которыми часто ничего не стоит», — считает Генрих Пеникас. Твое будущее уже наступило? «Требования, предъявляемые к банковским сотрудникам, постоянно растут, — говорит Салихов, — Вызвано это быстро меняющимся миром — появляются различные технологии, новые направления в обслуживании. Сотрудник банка должен быть всегда в тренде, учиться новому, разбираться в новых технологиях и быть стрессоустойчивым. Последнее в мире постоянного информационного потока самое важное». По словам Елены Луценко, помимо профессиональных компетенций, для работы в финансовых организациях требуются дизайн-мышление, эмоциональный интеллект, креативность, управление изменениями и другие качества. «Банки вынуждены идти в ногу со временем и устанавливать все новые и новые требования для своих сотрудников. Основными являются следование новым технологиям, стрессоустойчивость. Чувство дедлайна особенно важно в век высоких скоростей», — полагает Андрей Люшин. «Если уже сейчас ты умеешь работать над сложными задачами (Complex Problem Solving), креативен и критическое мышление для тебя является не просто модным словечком, то можешь считать, что твое будущее уже наступило. И неважно, работаешь ты дизайнером интерфейсов или специалистом по майнингу криптовалют», — резюмирует Елена Луценко. Анна ПОНОМАРЕВА, Banki.ru