Почему "город рыбаков" Мурманск остался без рыбы
Куриная альтернатива - За последние пять лет поставки рыбы в Мурманск сократились приблизительно в три раза, - сообщил глава города Дмитрий Филиппов. - Сегодня основной поток мурманской рыбы направлен в страны Евросоюза. Это ведет к удорожанию продукции для населения и нехватке сырья для местных предприятий рыбопереработки. Как ранее отметил управляющий Мурманским морским рыбным портом Олег Креславский, экспорт рыбы через порт Мурманск с 2011 года увеличился в два раза. Немалая доля поставок рыбы приходится на транзит, когда рыбаки заходят в порт, но не выгружают здесь свой улов, а лишь проводят его таможенное оформление. Итог закономерен: рыба в супермаркетах Мурманска не по карману многим покупателям, которым пришлось переходить на куриное мясо. Сегодня филе трески в "рыбной столице" стоит от 360 до 460 рублей за килограмм, тогда как килограмм различных куриных полуфабрикатов - от 134 до 230 рублей. Практически вся курица в магазинах Мурманска привозная, так как последняя крупная птицефабрика в регионе прекратила свою работу около двух лет назад. При этом в регионе расположены более 40 рыбоперерабатывающих предприятий, многие из которых вынуждены были остановить производство работу из-за нехватки сырья. Любопытно, что в средней полосе страны цены на рыбу сопоставимы с мурманскими или даже ниже. Например, в Москве блочное филе трески в упаковках по 7,5 килограммом за 1910 рублей (254 рубля за килограмм), порционное филе кубиками по 286 рублей и филе трески из хвостовой части по 320 рублей за килограмм. В Санкт-Петербурге можно найти проложенное филе трески на коже по 340 рублей за килограмм, без кожи - по 360 рублей. Десятикилограммовая коробка трескового филе на коже в "северной столице" стоит 315 рублей за килограмм. В Воронеже охлажденное тресковое филе в розничных магазинах стоит приблизительно 359-369 рублей за килограмм. Здесь будет новый цех По словам Дмитрия Филиппова, чтобы рыбоперерабатывающий комплекс заработал с новой силой, необходимо в первую очередь переориентировать потоки рыбы на Россию. Для этого предстоит решить ряд вопросов на федеральном уровне, но кое-что сделать можно и на местах. Мурманские власти надеются, что решить проблему хотя бы частично поможет возрождение Мурманского рыбокомбината и строительство на предприятии нового рыбоперерабатывающего цеха. Обсуждению этих планов была посвящена недавняя встреча мэра города с директором предприятия Александром Кряхтуновым, который заявил, что проектирование цеха уже завершено. Предполагается, что обновленный рыбокомбинат будет перерабатывать около 150 тонн рыбы и выпускать около 50 тонн филе в сутки. Предприятие намерено перерабатывать как местное сырье - треску, пикшу, сайду, мойву - так и дальневосточный минтай. Уже приобретено холодильное оборудование, рассчитанное на хранение 15 тысяч тонн сырья. - На предприятии получат рабочие места 260 человек, которые смогут рассчитывать на зарплату от 72 до 145 тысяч рублей в месяц. Ориентировочная сумма уплачиваемых налогов составит 500 миллионов рублей в год, а прибыль прогнозируется на уровне около 1,5 миллиарда рублей, - отметил Александр Кряхтунов. - Что касается цен, то прогнозировать сейчас их довольно сложно, но они будут однозначно ниже, чем те, по которым рыба продается в Мурманске сегодня. По словам Дмитрия Филиппова, городские власти оказывают всемерную поддержку возрождению Мурманского рыбокомбината, который был вынужден приостановить свою деятельность в 2014 году из-за торгового эмбарго на норвежское сырье. Глава Мурманска подчеркнул, что развитие рыбопереработки в Мурманске - одно из приоритетных направлений работы муниципалитета. - Я как глава города лично заинтересован в том, чтобы Мурманск вернул себе статус рыбной столицы, - заявил он. - Решение о поддержке данного инвестпроекта было принято еще в ноябре. Считаю, что это очень перспективное предприятие. Планирую посетить его в феврале. Аппетиты растут Ключевой вопрос возрождения рыбопереработки в Мурманске - поставка рыбы по адекватным ценам. Традиционно береговую рыбопереработку снабжали сырьем предприятия прибрежного промысла. По словам прибрежников, их компании уже многие годы испытывают острый дефицит квот, которые практически не увеличиваются, несмотря на рост общедопустимого улова трески и пикши и на то, что прибрежники отправляют на экспорт не более полутора процентов добытой рыбы. По их словам, базовые прибрежные квоты с 2008 года практически не меняются и составляют в общей сложности 21 тысячу тонн по треске на все предприятия Северного бассейна. С учетом различных "добавок" в 2017 году северные прибрежники получили 28,9 тысяч тонн трески и 14,9 тысяч тонн пикши. На 2018 год прибрежные квоты Северного бассейна снижены до 21 тысячи тонн трески и 9,5 тысяч тонн пикши. Из-за нехватки квот суда прибрежного промысла загружены приблизительно на 50 процентов, подчеркивают промысловики. Имей они столько квот, сколько позволяют им промысловые возможности, они доставили бы в Мурманск не менее 60-70 тысяч тонн трески и пикши, полностью загрузив береговые рыбоперерабатывающие мощности и окончательно решив проблемы с дороговизной рыбы в мурманских магазинах. При этом квоты предприятий океанического промысла растут год от года, хотя океанисты отправляют за границу 70-80 процентов своей продукции. Океанисты считают эти аргументы лукавством. Они подчеркивают, что привозят в Мурманск тысячи тонн замороженной рыбы, но ее не берут. А значит, потребности Мурманска в рыбе вовсе не так велики, как пытаются их представить рыбопереработчики и прибрежники. В свою очередь, прибрежники возражают: на доставленную ими в Мурманск рыбу океанические предприятия назначают цены на уровне европейских. Вполне естественно, что такую рыбу не берут или берут очень неохотно. Мурманск - это не Европа, доходы граждан здесь куда ниже. После того, как "невостребованная" рыба океанистов пролежит в холодильниках Мурманского рыбного порта месяц-два, ее спокойно отправляют на экспорт. Цены, по которым рыбаки поставляют свой улов на родной берег, действительно завышены. По данным экспертов, рыбодобывающие предприятия работают с большой рентабельностью, причем это касается как океанистов, так и прибрежников. Они могли бы существенно снизить цены на сырье, но добровольно отказываться от прибыли не желает никто. - По минимальным подсчетам, в оптовой цене на рыбу не менее 30 процентов составляет рента, - подчеркивает доктор экономических наук Анатолий Васильев, заведующий отделом экономики морской деятельности в Арктике Института экономических проблем Кольского научного центра РАН. - Согласно отчетности за 2016 год, рентабельность рыбодобывающих предприятий океанического промысла - 73,5 процента. При такой рентабельности оптовые цены можно снизить наполовину и все же работать с большой прибылью для себя. Сегодня сумасшедшие цены на рыбу обеспечивают рыбакам-океанистам огромный доход. А когда мы пытались выяснить рентабельность прибрежных предприятий, нам отказались предоставлять реальные данные. По их информации, рентабельность составляла 20 процентов. Мы пытались подсчитать сами с учетом существующих нормативов на затраты, и у нас получилась, что рентабельность промысла прибрежников около 80 процентов! При этом налоговая нагрузка на рыбободычу составляет около 5 процентов. Есть федеральный закон о регулировании внешнеэкономической деятельности, и на его основании можно установить более или менее приличные нормы завоза рыбопродукции в Россию, отмечает аналитик. Так поступают все страны, имеющие рыбопромысловый флот. Но это прерогатива федеральных властей, регионы здесь ничего не могут сделать. Много лет ведутся разговоры о том, чтобы регулирование прибрежного рыболовства передать на региональный уровень, однако пока эти планы до сих пор не воплощены в реальность. А ведь это дало бы возможность регионам регулировать цены на поставляемую рыбопродукцию, как это делается в Норвегии, Исландии и других странах. В России килограмм трески, поставляемой на рыбофабрики, стоит от 150 до 190 рублей, тогда как в Норвегии эти цены намного ниже - разница доходит порой до 40 процентов. - Данный вопрос должно регулировать государство, которое проявляет сегодня в этом отношении полную импотенцию, - резюмирует Анатолий Васильев. Прямая речь Вячеслав Зиланов, председатель координационного совета "Севрыба": - Я не разделяю точку зрения Анатолия Васильева относительно рентабельности прибрежного и океанического промысла. Рентабельность тут ни при чем. Главная причина взвинчивания цен в том, что не работает антимонопольная служба, государство не желает ограничивать аппетиты посредников. Ветераны отрасли не раз предлагали ограничить разницу между оптовыми и розничными ценами на рыбу, чтобы она не превышала 15-30 процентов. Кроме того, цены на топливо у нас превышают среднеевропейские, а все это отражается на себестоимости промысла. Платежеспособность населения падает, об этом тоже нельзя забывать. Но при этом государство ничем не помогает рыбакам. Я согласен, цены на рыбу должны быть ниже. Но не ждите снижения цены на рыбу в рыночных условиях! Ее можно лишь ограничить волевым решением, установив предел маржи между оптом и розницей. А для этого нужны решительные действия антимонопольных органов.