Войти в почту

Люди и деньги: повышение финансовой грамотности стало приоритетом государства

15 декабря в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова стартовал всероссийский семинар «Повышение финансовой грамотности обучающихся». Событие собрало основных операторов Стратегии повышения финансовой грамотности, принятой Правительством в сентябре 2017 года. До 25 декабря Правительство утвердит дорожную карту — план реализации проекта в каждом регионе. Документ включает в себя принципы обучения грамотному поведению в вопросах сбережений, кредитования, планирования личного и семейного бюджетов, подготовки к пенсии. Таких знаний, уверены в Правительстве, на данный момент недостаточно. Об этом говорит и высокий процент просроченных кредитов у россиян (более 20%), и неумение отличать заведомо мошеннические схемы. Лишь каждый пятый имеет сбережения в размере двух-трёх ежемесячных доходов — скажем, на случай потери работы или неотложных трат (зачастую именно отсутствие такой «подушки безопасности» приводит людей к непосильным кредитам). Большинство граждан не задумываются о будущей пенсии. Вывод прост: людям не хватает базовых финансовых знаний. Стратегия представляет собой свод рекомендаций по обучению. Одна из важнейших задач — обучить молодёжь, у которой вся финансовая жизнь впереди. А значит, надо идти в школы и институты, повышать квалификацию педагогов. Поэтому вокруг проекта объединились усилия Министерства образования и Министерства финансов, а также Банка России, Роспотребнадзора, региональных властей и институтов финансового рынка — например, Торгово-промышленной палаты РФ. Площадка для Всероссийского семинара выбрана не случайно: РЭУ им. Г.В. Плеханова является одной из главных в нашей стране альма-матер финансистов. Именно здесь впервые были разработаны и внедрены программы по цифровым «деньгам» и блокчейн-проектам. Университет является носителем уникального опыта по обучению той самой финансовой грамотности молодых людей. По мнению доцента кафедры «Финансовые рынки» РЭУ Лазаря Бадалова, обучение молодёжи финансовым процессам должно строиться исключительно на прикладных, максимально приближённых к жизни примерах: - Важно объяснять ребятам эти вещи не на уровне высшей математики и сложных расчётов, а в бытовом ключе: «вот вы получаете кредит…», «вот вы делаете вклад…». Они сразу включаются, всё понимают, задают вопросы. В обратном случае — просто перестают слышать. Все эти расчёты, особенно в нынешних условиях автоматизированных систем, им просто ни к чему, — сообщил «Парламентской газете» Лазарь Бадалов. Уже 6 лет Минфин ведёт активную работу, в 9 регионах России запущены «пилоты», результатом которых стали сотни обученных педагогов и порядка 5 тысяч школьников. Координатор профильного проекта Минфина Анна Зеленцова представляет Россию в комиссии «Большой двадцатки» (G20) по финансовой грамотности. Она поделилась результатами исследований организации PISA, которая отслеживает уровень финансовой грамотности во многих странах мира. В 2012 году Россия занимала в этом рейтинге 17-е место, а в последнем исследовании за 2015 год — уже 4-ю строчку. Однако, кроме проведения стандартизированных тестов, следует шире распространять реальный ликбез, отметил финансовый омбудсмен Павел Медведев. Начальник отдела государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Дмитрий Фролов рассказал, что продолжает интеграцию обучающих модулей по финансовой грамотности в обществознание, экономику и даже информатику. Совместно с Центробанком и университетом им. Плеханова Минобрнауки разработал методические материалы для школьных учителей экономики, в которых включены новейшие понятия, такие, например, как «майнинг» и «блокчейн». Около 60 стран мира разрабатывают национальные стратегии повышения финансовой грамотности. Россия уже сделала первый большой шаг, апробировала систему и приняла программный документ. Он должен стать локомотивом для выхода финансовой образованности россиян на принципиально новый уровень.

Люди и деньги: повышение финансовой грамотности стало приоритетом государства
© Парламентская газета