«Рыжковская пурга»: что случилось в Воркуте в феврале 1990 года
Восьмого февраля 1990 года Воркута оказалась во власти невиданной ранее пурги. И именно в этот день в город прилетел глава Совета министров СССР Николай Рыжков. Стихийное бедствие, позже прозванное «рыжковской пургой», нанесло городу серьезный экономический урон и оставило после себя человеческие жертвы. Неожиданная стихия Синоптики предсказывали непогоду заранее, однако вряд ли кто-то мог предположить, что к шести часам дня скорость ветра достигнет 40 метров в секунду. Обычно во время сильной пурги незамедлительно прекращалось движение пассажирского транспорта на так называемом Воркутинском кольце (трассой между городом и горняцкими поселками). Но в тот раз распоряжение о прекращении транспортного сообщения запоздало. В итоге на трассе в снежном плену оказались десятки автобусов с людьми. Тем временем в местную гостиницу начали поступать первые пострадавшие от обморожений. Но самое плохое – стихия разрушила городское электроснабжение. Оказались повреждены линии, которые питали местный водопровод. Без воды и электричества оказалась обогревающая Воркуту ТЭЦ-1. При этом зимние температуры в заполярном городе довольно экстремальные: средние значения февраля составляют 20 градусов, нередко термометр показывает минус 30 и ниже. Пурга поставила 115-тысячный город на грань гибели. Но вьюга и не думала утихать. Снежная ловушка Операцию по спасению города возглавил лично Рыжков. Местные энергетики надеялись, что хотя бы часть линий уцелела, и можно будет собрать из них одну цепь. Поиск обрывков проводов шел всю ночь, но безуспешно. В условиях нулевой видимости и при сильнейшем ветре отыскать повреждения было невозможно Утром девятого февраля из-за сложившихся экстремальных условий было решено отключить ТЭЦ-2. Энергетики предложили направить два вездехода к водопроводу на поиски повреждений. Но представители штабы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГОиЧС) отобрали машины и отправили их на кольцо к заблокированным автобусам. Оказавшимся в плену стихии людям доставили теплую одежду и горячее питание. Тогда гендиректор «Комиэнерго» Михаил Косолапов лично обратился к главе Совмина. Он заявил Рыжкову, что ситуация не контролируется, и если за оставшийся световой день не найти повреждения на линиях, то придется срочно готовить к эвакуации целый город. Председатель Совета министров согласился выделить три вездехода на поиск поломок. Стоит отметить, что Рыжков на следующий день должен был улететь с официальным визитом в Таиланд. Посему вылет главы кабинета министров из Воркуты считался вопросом государственной важности. Те самые вездеходы, которые чистили для премьер-министра взлетно-посадочную полосу, его личным указанием были отправлены на поиски повреждений. Спасение Вечером, уже в сумерках, бригада энергетиков все-таки смогла обнаружить разрыв ведущей к водоводу линии электропередачи. Но были сомнения, что эта авария может оказаться не единственной. К счастью, пронесло. В это время воркутяне выживали, как могли. Свет в холодных квартирах обеспечили свечи, которые горожане достали из своих запасов. Еду, в том числе молоко детям, разогревали на спиртовках. Вечером девятого февраля в домах жителей наконец-то появился свет. Косолапов был убежден: Воркуту спасли не только сотни людей, которые спасали пострадавших и искали повреждение, то и глава Совета министров. Рыжков, по свидетельству очевидцев действовавший в те нелегкие дни спокойно и уверенно, не растерялся, смог расставить приоритеты и принять правильное решение. Позже его самолет пошел на взлет с запорошенной вьюгой полосы. Говорят, участвовавшие в операции по спасению города вездеходы даже не успели ее расчистить. Летчики же решили рискнуть только по личному указанию премьер-министра. Что касается погибших, тех, кто замерз в ту страшную пургу, то точное их количество до сих пор неизвестно. Кто-то называет цифру в 10 человек, другие – 15. Третьи и вовсе склоняются к версии о десятках жертв. Возможно, что некоторые последствия той жуткой метели так и останутся в тайне.