Войти в почту

Евразийский форум: как чтят историческую память и семейные традиции в ЦА

ДУШАНБЕ, 13 дек — Sputnik. В минувший вторник, 12 декабря в Москве состоялся форум "Ценностные основы пространства Евразии: семья и духовность" организованный политологическим центром "Север-Юг" и Высшей школой экономики. Его участники попытались ответить на вопросы, где лежит общность народов и государств евразийского пространства? Как преодолеть конфликты исторической памяти в той или иной стране? Не размывается ли институт традиционной крепкой семьи, и если да, то как его сохранить? На эти и другие вопросы попытались ответить участники форума Помимо российских спикеров в форуме приняли участие журналисты, ученые, преподаватели и общественные деятели почти из всех государств постсоветского пространства: Таджикистана и Грузии, Казахстана и Беларуси, Азербайджана и Кыргызстана. Поскольку сам форум был объявлен молодежным, свои доклады представили студенты и выпускники вузов СНГ. Так, таджикистанская делегация выступила с небольшим рассказом о культуре и традициях собственной страны. Корреспондент Sputnik пообщался с ребятами и узнал, что, по их мнению, не хватает во взаимоотношениях России и Таджикистана. "Основная проблема — это снижение роли русского языка в Таджикистане. Да, есть экономика, бизнес, студенческий обмен и прочее. Но большинство населения нашей страны уже не знает русского языка. И это основная проблема", — справедливо считает Умеда Ошурбекова из Хорогского госуниверситета имени М. Назаршоева. По ее словам, в плане расширения культурных связей Россия зачастую уступает США, особенно в дальних уголках страны. Штаты выделяют немалые суммы, чтобы в большинстве городов Таджикистана появился так называемый уголок американской культуры. Вот именно такой госпрограммы — появления "уголков русской культуры" и языка — не хватает в РТ. В свою очередь Джамиля и Шукрулло, студенты столичных российско-таджикских вузов, полагают, что роль мостика между Москвой и Душанбе могло бы сыграть расширение совместных учебных программ университетов двух стран. И это неплохо согласуется с политикой таджикских властей, объявивших молодежь главным локомотивом развития страны. Их товарищи, Сомон и Диана полагают, что в таджикских вузах и сейчас немало международных образовательных программ, позволяющих стать квалифицированными специалистами и найти работу и дома, и за границей. Несмотря на обилие тем, наиболее интересными оказались две. Первая касалась примирения с собственным прошлым и общего взгляда на историю Евразии. А вторая — сохранению семейных ценностей в современном мире. Причем, несмотря на привычное культурное противопоставление Европы и Азии, общего у них больше, чем различий. "Евразийские ценности преимущественно не отличаются от традиционных европейских. Однако последние за прошедшие десятка два лет сильно нивелировались", — полагает Александр Гущин, эксперт Российского совета по международным делам. С семейностью оказалось весьма непросто — все понимают, что реалии современного мира и быта бросают вызов традициям, и не всегда ясно, как реагировать на это должным образом. Крепче всех за традиционный институт семьи держатся выходцы из стран Центральной Азии. "Что касается жизни детей и брака, то у нас есть три принципа. Первый — это сохранение привычных традиций. Второй — совет, консультация старших. Третий — это реальная политика государства по укреплению института семьи", — отмечает Алишер Сабиров, зампред Общества историков Узбекистана. Правда, по мнению экспертов, эти три принципа хорошо работают только внутри страны. В целом для региона, отличительными чертами которого были крепкие фамильные связи и высокая рождаемость, большой проблемой стала миграция. Когда один из родителей, а иногда и оба подолгу уезжают на заработки за границу, а ребенок либо остается на попечение бабушек и дедушек, либо фактически предоставлен сам себе. Правда, есть и интернет, и средства связи для родных за рубежом, но в любом случае такое общение с перерывом в несколько месяцев рождают множество проблем внутри семьи. Процент разводов за последние десятилетия стал выше, на родине остаются брошенные жены, дети все чаще растут в неполных семьях. Другой, не менее любопытной темой, оказался вопрос исторической памяти. Так, наиболее жаркую дискуссию на форуме вызвало предположение, что монгольское нашествие на Русь и страны средневековой Европы было не столько завоеванием, сколько культурным обменом, этаким интенсивным взаимопроникновением европейской и тюркской культур. А для Руси нашествие Батыя, по мнению одного из спикеров, и вовсе стало благом , средством централизации власти и формирования современной российской государственности. Довольно спорный тезис мигом нашел своих оппонентов, но пересказывать содержание последовавшей краткой дискуссии смысла нет. Достаточно отметить, что стороны остались каждая при своем мнении. С куда более конструктивной позицией выступил белорусский историк и обозреватель Василь Герасимчик. По его мнению, собственной истории не надо бояться и уж тем более не надо от нее отворачиваться. Игнорировать противоречивые стороны собственного прошлого все равно бесполезно: они никуда не исчезнут. Пример тому — Центральная Азия после революции 1917-го. С одной стороны — СССР многое дал региону. Это развитие сельского хозяйства, промышленности, образования и медицины. С другой — большевистские власти безжалостно ломали традиционный уклад и религиозные традиции в регионе. Или недавний скандал вокруг памятной доски в честь маршала Маннергейма в Санкт-Петербурге. Этот финский политик, ставший гордостью русского офицерского корпуса, до конца был предан присяге, данной Российской империи. И в то же время он был непримиримым врагом уже Советской России и воевал на стороне нацисткой Германии. Надо принимать собственную историю такой, какая она есть. Без споров до драки, огульного переписывания учебников и разбивания памятников. "Поколение обиженных отойдет от власти, а молодым как-то придется жить в согласии с собственной историей", — подчеркнул Василь Герасимчик, комментируя ревизионистскую политику ряда государств на постсоветском пространстве. Собственно, на необходимость работать с молодежью указывало большинство выступавших с трибуны форума. Но с маленьким дополнением: традиционные ценности и уважение к собственной истории — это всегда личный пример и общественная инициатива, а не принуждение или циркуляр "сверху".

Евразийский форум: как чтят историческую память и семейные традиции в ЦА
© Sputnik Таджикистан