Плата по звонку
Новый законопроект предлагает разрешить сотовым компаниям рассылать клиентам SMS-сообщения с размерами долга. Возможно, кто-то не заметил, но с этого года сотовые компании почти перестали тревожить клиентов эсэмэсками о просрочке долга. Дело в том, что операторы связи попали под действие резонансного "антиколлекторского" закона: он ввел серьезные ограничения в процедуре взыскания долга. В первую очередь принятые правила направлены на защиту граждан. Самое главное: нельзя тревожить человека чаще положенного. А информацию о его долгах запрещено сообщать посторонним. Еще недавно произвол коллекторов был у всех на устах. Однако введенные ограничения распространяются на всех, кому по ходу своего бизнеса приходится взыскивать долги. Не только коллекторов, но, например, банкиров и даже сотовых операторов. Как поясняют эксперты, сейчас сотовые операторы не вправе указывать в рассылаемых SMS-сообщениях и автоматических голосовых сообщениях сумму и структуру задолженности за услуги связи. В итоге гражданам приходится самим перезванивать в колл-центры или приходить в офисы сотовых компаний и уточнять. "Количество таких повторных обращений составляет около 2 млн 100 тыс. в месяц, - говорится в пояснительной записке к внесенному в Госдуму проекту. - Это тем более неудобно, когда абонент находится без связи, в том числе в роуминге, поскольку он не может уточнить размер задолженности и оперативно возобновить возможность потребления услуг связи". Поэтому сенатор Людмила Бокова внесла в Госдуму законопроект, предлагающий смягчить правила для сотовых операторов. А точнее - вернуть прежнее положение, когда обо всем важном можно написать в сообщении. По ее словам, ежемесячно у операторов связи образуется более 3,5 млрд рублей дебиторской задолженности, из которых на досудебной стадии удается вернуть от 30 до 80 процентов. Проще говоря, людям напоминают, и они платят. "Ежегодно путем информирования абонентов посредством SMS-сообщений операторам связи удается вернуть около 23 млрд рублей", - рассказывает разработчик закона. Но в этом году, из-за того что суммы долга исчезли из SMS-напоминаний, возвращать долги стало сложнее. Люди не отказываются. Но им подчас непонятно, а сколько они должны. В итоге, как сообщает сенатор, за шесть месяцев этого года сумма задолженности, возвращенная посредством SMS-сообщений, сократилась почти на 1 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. "Предлагаемые изменения позволят сэкономить время, затрачиваемое потребителем услуг, при обращении в колл-центры для получения необходимой информации, и сократить расходы операторов на содержание колл-центров, - полагает руководитель филиала финансовой компании Юлия Лысенко. - Ведь количество обращений постоянно увеличивается и компаниям необходимо расширять свой штат". По ее мнению, в целом Закон "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности..." требует определенных доработок. "Защита интересов кредитора, необходимая для возвращения своих денежных средств, в настоящий момент очень ограничена, - говорит она. - В свою очередь, недобросовестные заемщики еще в большей мере стали злоупотреблять предоставленными правами и намеренно перестали выполнять свои обязательства по договорам".