Войти в почту

Фотопутешествие по самой уникальной узкоколейке

Побывал таки на легендарной Тёсовской узкоколейке, что в Новгородской области. Я много про это место слышал, но оно по приезду все равно сильно впечатляет. На обычной торфовозной умирающей ветке энтузиасты создали полноценный музей с кучей уникальных экспонатов, которые они выковыривали из невероятных закромов нашей Родины. При этом ветка продолжает действовать по назначению, но параллельно этому музейщики проводят экскурсии, катают желающих на экспонатах, и даже вагон-столовая у них есть. Тёсовская УЖД расположена на границе Ленинградской и Новгородской областей. Добраться сюда на общественном транспорте можно, но несколько муторно. Из Питера с Витебского вокзала два раза в день ходит дизель. Едем до станции Рогавка. Можно, в принципе, доехать и от Новгорода, который сильно ближе, но добраться от этого не сильно легче. Поезд идёт только вечером, но есть автобус. Посёлок — типичный торфодобывающий. С двухэтажными сталинками и разрухой. Уличная торговля. Радует название ларька. Есть и традиционный местечковый юмор. Подключайся к мясу! Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что посёлок Тёсово-Нетыльское, в котором, собственно, и расположена узкоколейка, находится в полной глухомани. И это несмотря на, казалось бы, близость северной столицы. Вокруг десятки километров лесов и болот. Из посёлка ведут всего 2 дороги местного значения и проходит малодеятельная железнодорожная линия «СПб — Новгород». Станция Рогавка — основная станция в посёлке. Но центр УЖД и, собственно, музей расположены у переезда «4 пост». От Рогавки сюда идти 3 км. Если вы приезжаете в субботу, то поезд идёт до Новгорода, и вы можете выйти на следующей станции 123 км. Но, опять же, по карте можно видеть, что узкоколейка тянется через весь посёлок почти до самой Рогавки. И, в принципе, музейщики часто подъезжают к ОП «Мемориал», чтобы встретить туристические группы на мотрисе. Вот, собственно посёлкообразующее и узкоколейкообразующее предприятие. Через 3 км приходим на станцию/музей УЖД. Нас встречает украшенная красивыми буквами светофорная опора. Осмотрим немного экспонаты. Ручная дрезина, она же «пионерка». Можно покататься. Вагон-ресторан-столовая. Изнутри. Экскурсовод Антон. Один из тех, чьими руками всё это было собрано и сделано. Тепловоз Т2−155, с электродвигателем, заряжающимся от дизеля. Увы, он слишком тяжёлый для данных путей, поэтому на линию не выходит. Внутренности. Вагон-рефрижератор. Музейщики нашли его где-то на задворках в Карелии в каком-то санатории. Сами выкупили, сами довезли до Тёсово. Цистерны для перевозки топлива. Активно использовались на узкоколейках, которые проходили по неохваченной дорогами местности (а таких раньше было много). Сохранились аутентичные заводские таблички. Снегоочиститель. Пока суть да дело, мимо нас протарахтел гружёный торфом состав. Есть и такая мотриса. Вагон-аммендорф, отжатый у немцев. Когда-то до войны такой работал на немецких УЖД, но после войны он оказался на территории СССР. Привезён с закрытой узкоколейки у города Нелидово Тверской области. Внутри хорошо так отреставрирован. Экспонатов очень много, но далеко не все из них отреставрированы. Некоторые экскурсанты пытаются предъявлять музейщикам — типа чего вы всякую неухоженную рухлядь показываете? Но глупо за это наезжать на энтузиастов, которые восстанавливают вагоны в своё свободное время в выходные, за свой же счёт. Уверен, что и до этих дело рано или поздно дойдёт. Интересная платформа для перевозки дров. Такие использовались активно в былые времена, особенно на лесовозных узкоколейках. Ещё один вагон, ждущий своего часа. Ладно, погуляли, едем теперь в тёплом натопленном покачивющимся на ухабах вагончике на торфоразработки. Я в эту поездку взял неудачные быстропромокающие ботинки, и всю дорогу неистово страдал. Поэтому неотъемлемый спутник узкоколейного вагона — тёплая печка-буржуйка оказалась очень кстати. На ней можно было полностью высушиться (потом снова промокнуть и снова высушиться). По дороге встречается стела, посвящённая боям ВОВ, которые проходили в этих местах. Вот этот унылый пейзаж — и есть торфяное поле. Находится в 11 км от музея. Самое интересное, что это уже Ленинградская область. Торф собирают специальными машинами, разрыхляют, а потом аккумулируют вон в такие кучки, чтобы было проще забирать. Затем экскаватором грузят в вагоны и увозят. Снова депрессия и безысходность и воспевание былых времён. Ну да — раньше торфом снабжали ТЭЦ в Питере и ГРЭС в Кировске, а теперь торфом топят только одну из трёх котельных в самом посёлке. То есть, вдумайтесь. Сейчас торф в посёлке добывается только для того, чтобы частично обслуживать сам посёлок, который для добычи торфа и строился. Ветка выше — не основной ход. Это подъездные пути, которые специально прокладывают прямо к торфодобыче от главного хода. Их постоянно собирают-разбирают в разных местах. Для ускорения прокладки тут не используют кривые рельсы, а повороты обеспечиваются засчёт специальных вставок. Поэтому она так криво и выглядит. Экскаватор-разрыхлитель. Смягчает торф, чтобы его легче было потом грузить. Кабина. Впрочем, сейчас есть небольшой заказ от финнов, и текущая торфодобыча идёт как раз на него. Так что предприятие более-менее живёт. Стоит рассказать и о самом музее и о его появлении. Начинался музей с того, что несколько ребят из железнодорожного колледжа в Питере ездили по окрестностям Питера и изучали узкоколейные железные дороги. Как-то Тёсовская железка их «зацепила», они стали чаще тут бывать, а потом один из них купил тут дачу. Ребята стали ездить восстанавливать автомотрису. Так слово за дело, но после мотрисы пошли и другие экспонаты и прочее. Что уж говорить, что ребята сами дополнительные пути здесь клали. В музее регулярно проходят экскурсии, а также всякие разные увеселительные мероприятия. Были тут и исторические реконструкции, и свадьбы. Одно время музей кооперировался с такими же фанатами из общества «Ретробус», и до музея из Питера пускали заказной автобус ЛАЗ-695. Узкоколейка уже в поле зрения областных властей. Сюда даже приезжал губернатор Новгородской области и начальник Октябрьской железной дороги. Вот только пока профита от всего этого музею не так много выпало. Интересно, что ребята-музейщики и тепловозы сами водят. Я сначала недоумевал как это у них там с руководством конторы согласовано, и это ж, типа, ответственность. Но, надо понимать, что уж очень многое они для спасения этой линии сделали, может, если бы не они, закрылась бы она. Поэтому им тут никто не мешает — раз есть диплом машиниста, значит пусть ездят. Действующие комбайны, собирающие торф из грунта. Вы не смотрите на их состояние — они все рабочие. И не такие старые, кстати — нулевых годов выпуска. Тогда, о, удивительно, железная дорога процветала. Сейчас из-за холодов добыча торфа не ведётся. Эти работы проводятся летом. Рабочие только вывозят уже собранный торф к заказчику. Привет! На обратном пути в сумерках в тёплом полумраке узкоколейного вагона с печкой-буржуйкой становится сказочно романтично. Обратите внимание на лампы в вагоне. Это подарок Петербургского метрополитена. Музею помогают все кто могут. По прибытию на станцию «Музей» или «Пост 4» нас ждал в вагоне-столовой тёплый чай и вкусности. Под ностальгические песни с винилового проигрывателя. Большая часть нашей транспортной компании поспешила на автобус в Новгород. Туда же собрался направиться и я. Но пока шёл к автобусу, обнаружил дешёвые билеты на поезд из Питера, и прямо, не выходя из сугроба, их и купил. Можно было остаться ещё на пару часов, и уехать обратно на том же дизеле. Мы ещё посидели попили чайку, пообщались с музейщиками на разные железнодорожные темы, покатались на «пионерке», а потом музейщики подкинули нас на мотрисе до станции. Вот прикольно, не часто тебя подвозят на узкоколейном транспорте! Ещё три часа на дизеле-электричке, после чего я вышел в Купчино и ещё прокатился, наконец, до вокзале на новомодном быстром 25-м трамвае, что давно уже всё хотел сделать. Впрочем, это уже совсем другая тема. Но вообще, подобные истории неистово восхищают! В условиях, когда узкоколейки мрут пачками, интерес к железным дорогам и вообще промышленной истории у народа, в целом, довольно низок, поддержка от государства если и есть, то не особо сильная, ребята умудряются тянуть такой небюджетный, мягко говоря проект, собирать экспонаты, устраивать разные мероприятия, и этот самый интерес у народа пробуждать. В европах такое — давно норма (хотя и там часто туристические узкоколейки появляются благодаря фанатам), но у нас это только начинает зарождаться. И если уж и давать кому ордена и награды за вклад в культуру и сохранение истории России, то вот таким энтузиастам в первую очередь. Антон и Сергей, между прочим, классные рассказчики. Много чего знают, как по железнодорожной тематике, так и по вопросам добычи торфа. В общем, всячески рекомендую всем это место, особенно питерцам — оно ж у вас совсем под боком. Подробности о строительстве и создании музея вы можете узнать из жж одного из его основателей.В общем, пожелаем удачи и всяческого процветания тёсовскому музею, ну и самой узкоколейке!

Фотопутешествие по самой уникальной узкоколейке
© Ридус