Чем BlaBlaCar не угодил Краснодарскому краю: подробности дела о блокировке
Краснодар. 12 декабря — Новая Кубань. 19 декабря Краснодарскому краевому суду предстоит рассмотреть апелляционную жалобу, поданную представителями компании BlaBlaCar. Её суть в эксклюзивном интервью «Новой Кубани» подробно изложил Алексей Лазоренко, руководитель BlaBlaCar в России и Украине: «Законы РФ не запрещают людям подвозить друг друга, и мы намерены это доказывать». На заседании должны будут принять решение: является ли вердикт о блокировке окончательным. К такому наказанию райдшеринговую компанию приговорил Тимашевский районный суд. Информацию, размещенную на сайте для поиска попутчиков, сочли нужным признать запрещенной к распространению на территории РФ. Основанием послужило то, что через сайт, якобы, осуществляются “перевозки пассажиров и багажа легковым автомобилем (такси) на коммерческой основе и не имеющим на данную деятельность разрешения”. Корреспонденту «Новой Кубани» сообщили, что такому вердикту даже предшествовали странные «рейды» и проводились «проверки». Инициатором обращения в прокуратуру выступила ассоциация «Региональный автотранспортный союз (РАС)». Эта организация зарегистрирована 9 июня текущего года. Тимашевский районный суд вынес решение уже 12 сентября. При этом в BlaBlaCar узнали о случившемся практически случайно и аж 18 октября. Причина, по которой компанию официально не уведомили о решении, не известна. Восстановить сроки подачи апелляционной жалобы удалось. Аналитики уже назвали все случившееся неким столкновением интересов. С появлением BlaBlaCar на территории Краснодарского края объем перевозок междугородным автотранспортом упал на 15–20%. Выходит что интересы, стоящие за этим столкновением, могут быть коммерческими? - Нам очень сложно это комментировать, мы не знаем наверняка, но очень надеемся, что справедливость и здравый смысл восторжествуют. - Так ответил руководитель BlaBlaCar в России на вопрос корреспондента «Новой Кубани». - С помощью нашего сервиса каждый месяц путешествует больше людей, чем перевозит, например, “Аэрофлот”. В летний период самым популярным становится направление в сторону Черноморского побережья, с Краснодаром в качестве промежуточного пункта. В среднем россияне путешествует на расстояние 300-400 км. Цена такой поездки для пассажира - ⅓ стоимости топлива в конкретной поездке. Таким образом получается, что пассажиры на BlaBlaCar путешествуют на 20-30% дешевле, чем на автобусе. Принцип райдшеринга прост: обычные автовладельцы (не оказывающие коммерческие услуги по перевозке пассажиров) едут по своим делам в междугороднюю поездку и соглашаются подвезти попутчиков за символическую компенсацию расходов на топливо. Автовладелец не оказывает услуги по требованию пассажира, так как он все равно поедет по своим нуждам (к теще на блины, например) даже в том случае, если не найдет попутчиков. - Осуществляет ли BlaBlaCar какой-либо контроль за деятельностью водителей? - BlaBlaCar это онлайн платформа, которая позволяет встретится автовладельцу и его потенциальным попутчикам. Автовладельцы не являются нашими сотрудниками, и у нас нет полномочий их контролировать. Деятельность водителей контролируют сотрудники ГИБДД. Но мы устанавливаем правила использования нашего сервиса, которые согласуются с законами РФ. За незначительное нарушение этих правил пользователь может получить выговор (например, если во время переписки с пользователями он использует ненормативную лексику), может быть заблокирован (например, если пытается завышать цену поездки, чтобы получить прибыль), либо его данные могут быть переданы правоохранительным органам (кража имущества или иные правонарушения, за которые предусмотрено уголовное преследование). - Какие нарушения в деятельности BlaBlaCar, послужившие поводом для проведения прокурорской проверки, были выявлены кубанскими правоохранительными органами? Известны ли Вам формулировки иска, поданного в Тимашевский районный суд? Уведомляли ли компанию о проведении в отношении нее процессуальных действий? На какой стадии находится дело сейчас? - Инициатором обращения в прокуратуру выступила ассоциация «Региональный автотранспортный союз (РАС)», зарегистрированная 9 июня 2017 года. После этого было проведено несколько рейдов, в рамках которых были привлечены к административной ответственности пользователи BlaBlaCar. Ни один из этих людей не совершал коммерческой деятельности. Типичный пример: мама с дочкой ехала из Краснодара в г. Горячий ключ. Они взяли одного попутчика, который, как потом выяснилось, оказался сотрудником Министерства транспорта Краснодарского края. Он заплатил 150 рублей, сумму, которой не хватило бы даже на бензин для совершения этой поездки. Других пассажиров в машине не было. Через несколько сотен метров машину остановили сотрудники полиции, на женщину составили протокол, дело отправили в суд. Мировой судья назначил штраф в размере 2000 рублей. 18 октября нам стало известно, что 12 сентября 2017 года, в ходе судебного заседания прокурор Тимашевского района Краснодарского края просил признать информацию на сайте BlaBlaCar “запрещенной к распространению на территории Российской Федерации” в связи с тем, что через сайт осуществляются “перевозки пассажиров и багажа легковым автомобилем (такси) на коммерческой основе и не имеющими на данную деятельность разрешения”. По необъяснимой причине BlaBlaCar не был официально уведомлен об этом решении. Мы обратились в Краснодарский суд с требованием восстановить срок подачи апелляционной жалобы, и параллельно подали апелляцию на само решение о блокировке сервиса на территории России, потому что помимо вызывающей серьезные вопросы самой процедуры, считаем решение несправедливым. 27 октября Тимашевский суд Краснодарского края восстановил для нас срок подачи апелляционной жалобы. - Как компания планирует отстаивать интересы в суде? В чем заключается суть апелляционной жалобы? - Мы считаем ошибочным решением признавать информацию, которую публиковали наши пользователи на нашем сайте, запрещенной к распространению в России. Мы считаем ошибочно признавать таксистами людей, которые совершали совместную поездку, то есть не получали прибыли от того, так как просто подвозили попутчиков. Мы считаем, что понятие “райдшеринг” должно быть введено в правовое поле в России, как это уже произошло во многих развитых странах. В XXI веке, в эпоху интернета, мобильных технологий и развития экономики совместного потребления, Россия не может оказаться на задворках технологического прогресса. На сегодняшний день нет аналогичных претензий к BlaBlaCar ни в одном из регионов РФ (не считая Тимашевского района Краснодарского края), ни в других странах, включая те, где сервис работает больше 10 лет. Некоторое время назад автобусное лобби Испании пыталось оспорить развитие сервиса в стране, но суд встал на сторону райдшеринга, признав его абсолютно законным и социально значимым сервисом. Мы уверены, что Россия не станет первой в мире страной запретившей людям подвозить друг друга и «скидываться» вместе на бензин. - В случае, если BlaBlaCar не удастся отстоять свои интересы, интернет-сервис будет заблокирован Роскомнадзором. Известна ли Вам позиция ведомства, осуществляющего непосредственный контроль за всеми информационными потоками на территории РФ? - Роскомнадзор - это исполнительный орган, поэтому их активного участия в обсуждении ожидать не стоит. Мы знаем, что Роскомнадзор за мирное урегулирование вопроса, и никто не хочет блокировать сервис. Решение принимает прокуратура и непосредственно суд. Верим в то, что 19 декабря решение суда будет объективным. Не думаю, что дело может дойти до реальной блокировки сервиса в России. Более того, мы верим, что сможем без судебного спора решить вопрос путем переговоров с оппонентами. Мы открыты для диалога, всегда это подчеркиваем. Мы готовы вместе вырабатывать нужные механизмы контроля райдшеринга в России. В крайнем случае, добиваясь правды, мы готовы эскалировать вопрос вплоть до самых высоких инстанций Российской Федерации. - Информация о наличии предпосылок к блокировке BlaBlaCar активно обсуждается в СМИ и социальных сетях. Какова реакция самих пользователей? - BlaBlaCar начал работать в России в феврале 2014 года. На сегодняшний день у нас здесь более 10 млн пользователей, в мире - более 50 млн. Для многих из них райдшеринг стал настоящим спасением. Мы получаем сотни благодарственных писем от людей, которые рассказывают, что раньше не имели возможности так часто видеться со своим близкими и родными, пока не появился BlaBlaCar, который значительно снизил издержки на поездки. Нам пишут инвалиды, для которых посещение вокзалов и опыт поездок в общественном транспорте, тем более междугороднем, был сущим кошмаром. Теперь они могут путешествовать “от подъезда до подъезда”. Есть много других историй. Мы действительно сделали жизнь огромного количества людей лучше, в том числе сформировав сообщение между населенными пунктами, другие виды транспорта между которыми не развиты. Плохим сервисом не пользовались бы миллионы людей по всей стране. Реакция пользователей на решение Тимашевского суда крайне негативная. В этом легко убедиться почитав комментарии в социальных сетях или под любой статьей, посвященной нашему делу, и вы поймете, что я имею ввиду. Выходит, что Краснодарскому краевому суду предстоит принять решение, от которого зависит дальнейшее развитие райдшеринга во всей стране. Вердикт может послужить поводом для расширения правового поля в данном аспекте. А беспрецедентность ситуации накладывает на судей, которым предстоит вынести решение, особую ответственность. "Новая Кубань" продолжает следить за развитием событий в этом деле.