Дизельное топливо начали транспортировать в черноморский порт
Плюсы интеграции О южном маршруте транспортировки российских нефтепродуктов говорили еще в начале 2000-х. Но на первый план в то время вышел проект "Север", на который и бросил все силы "Транснефтепродукт", бывший в то время самостоятельной компанией. В 2007 году по поручению президента РФ стартовала интеграция двух трубопроводных систем - "Транснефтепродукт" стал вливаться в "Транснефть". Северную дизельную трубу компания запускала в 2008 году уже в новом формате. "Север" стал для России первым экспортным трубопроводным маршрутом для светлых нефтепродуктов, заканчивавшимся собственным морским терминалом по перевалке топлива. Это был большой и важный шаг на пути к переходу от преимущественного экспорта нефти к включению в структуру экспорта моторного топлива высокого качества. Четкий сигнал нефтяникам о том, что пора модернизировать свои перерабатывающие мощности, и "Транснефти" - искать новые схемы и пути транспортировки. Интеграция компаний позволила по-новому взглянуть на положение дел в нефтепродуктопроводной системе, правильно распределить силы, использовать ресурсы "Транснефти" в развитии и расширении сети трубопроводов для транспортировки топлива. По итогам правительственных совещаний, затрагивающих перспективы развития трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, в 2014 году были разработаны Стратегия и Долгосрочная программа развития компании. "Юг" занял в ней особое место. Проект изначально разделили на три этапа: Тихорецк - Новороссийск, Волгоград - Тихорецк, и Самара - Волгоград. Поначалу предполагалось, что вся труба в сторону Новороссийска будет построена с нуля. Но в 2013-2014 годах компания перепрофилировала нефтепровод Тюмень - Юргамыш под нефтепродукты, и успешный опыт коренным образом изменил подход к нефтепродуктопроводным проектам. Схему сразу взяли на вооружение. Тогда же была разработана программа использования избыточных мощностей по транспортировке нефти в западном направлении для нефтепродуктов, которая сыграла огромную роль в развитии топливной трубопроводной системы и значительно сократила материальные затраты на ее развитие. Сократились и сроки реализации проектов. Оптимизация шла и в организационном плане. Поначалу практической реализацией проекта "Юг" должны были заниматься два дочерних общества "Транснефти" - "Черномортранснефть" и "Транснефть - Приволга". В итоге компания решила возложить на них обязанности инвесторов, а техническое сопровождение поручить созданному в 2013 году специализированному дочернему обществу "Транснефть - ТСД". Параллельное решение Схема перепрофилирования была применена на первом этапе "Юга" на участке Тихорецк - Новороссийск. За основу взяли существующую трубу - точнее, две: нефтепроводы диаметром 530 мм и 720 мм и протяженностью 244 километра. Меньший диаметр использовали для нефтепродуктов. Но для начала нефть необходимо было куда-то переместить. Выход нашли быстро. Второй нефтепровод был уже оборудован системой лупингов (параллельных участков, соединенных с основным трубопроводом системой задвижек). Для экономии, лупинги отсекли от нефтепровода и соединили между собой, получив еще один нефтепровод - Тихорецк - Новороссийск-3, а трубу Тихорецк - Новороссийск-1 перевели под нефтепродукты. 798 километров - общая протяженность введенного в эксплуатацию мнпп Волгоградский НПЗ - Тихорецк - Новороссийск Перепрофилирование позволило избежать массы проблем. Например, в Краснодарском крае практически нет свободных участков земли. Кроме того, принятое решение сократило объем инженерных изысканий. Путь через перевал Самым сложным отрезком нефтепровода Тихорецк - Новороссийск-3 стал участок перед Новороссийском от линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) "Крымская" до перевалочного комплекса "Шесхарис". Всего 20 километров. Стройка велась в горах. Сложности сопровождали на каждом этапе, начиная с разработки траншеи, завоза техники, выравнивания склонов. Наиболее трудоемкий процесс - нарезка полок. Это организация на горном откосе ровных площадок, которые вырубают, срезая со склонов лишний грунт. Таких полок на участке 20. Самая высокая - 19-я, на высоте 550 метров над уровнем моря, перепад высот - более 500 метров. Строители в буквальном смысле вгрызались в скалы. Взрывные работы, которые могли бы упростить и ускорить работу, вести было нельзя: рядом в одном коридоре действующие нефтепроводы. Чтобы не терять темп и не останавливать работу сварочно-монтажной колонны, на полках работали одновременно до 16 гидромолотов. С гор вывезли 135,5 тысячи кубометров грунта, из которых больше половины - твердый, трудно поддающийся разработке скальник. На участках трассы магистрального трубопровода предусмотрели комплекс противоэрозионных мер, обустроили водоотводные канавы, укрепили откосы геоматами. Все строительные работы по участку Тихорецк - Новороссийск-3 завершились осенью 2016 года, и труба заполнилась нефтью. На главных площадках Перепрофилирование и новое строительство затронуло и существующие на нефтепроводах станции. Для перекачки нефти по магистрали Тихорецк - Новороссийск-3 на перевалочной нефтебазе (ПНБ) "Тихорецкая" возвели новую магистральную насосную. Под перекачку дизельного топлива перевели магистральную насосную № 1 и три резервуара по 20 тысяч кубометров. Резервуары реконструировали: демонтировали понтоны, установки для очистки от нефтяных отложений, и установили дыхательные клапаны для дизеля. Построили подпорную насосную, а также приемо-сдаточный пункт для нефтепродуктов, которые пойдут по трубопроводу Волгоград - Тихорецк. Проект "Юг" - важный шаг в увеличении объема экспорта светлых нефтепродуктов высокого качества Изначально первый этап планировалось завершить еще в 2016 году. Топливо предполагалось поставлять, используя наливную эстакаду ПНБ "Тихорецкая", которую хотели реконструировать и переделать под сливную. Но впоследствии эстакада была исключена из проекта, а оба участка нефтепродуктопровода сдавали одновременно. В 2016 году "Транснефть - ТСД" начала работы еще на одном крупном объекте первого этапа - ЛПДС "Крымская". Здесь построили новую перекачивающую станцию № 4 с резервуарным парком на 4 резервуара по 10 тысяч кубометров. Станция стала универсальной - резервуарный парк рассчитан под нефть, идущую на НПЗ Краснодарского края (Ильский и Афипский заводы), а магистральная насосная будет помогать транспортировать дизельное топливо в сторону Новороссийска. Границей раздела служит бетонная подпорная стенка, укрепляющая склон. Ее возвели одной из первых, чтобы защитить станцию от движений грунта. Конечная точка нового нефтепродуктопровода - перевалочный комплекс "Шесхарис" - также подготовился к приему дизеля. Построен узел регулирования давления и трубопроводы, которые обеспечат прямой налив нефтепродуктов с площадки "Грушовая" (входит в перевалочный комплекс "Шесхарис") на причалы порта. Краны вместо экскаваторов В конце 2015 года приступили ко второму этапу проекта на участке Волгоград - Тихорецк: начали строительство линейной части нефтепродуктопровода диаметром 530 мм. На магистрали 15 подводных переходов. Среди них - через реку Маныч в Ростовской области вблизи нефтеперекачивающей станции (НПС) "Екатериновка". Укладка дюкера (участка трубы, проходящего в русле) заняла пять дней. Разрабатывать траншею обычным экскаватором было сложно из-за особенностей грунта. Использовали плавучие краны с грейферными ковшами. Общая протяженность подводного перехода от задвижки до задвижки - почти 2 километра. Одновременно приступили к строительству головной перекачивающей станции (ГПС) "Волгоград" и продуктопровода до ГПС "Тингута". ГПС находится в непосредственной близости от Волгоградского НПЗ. На месте строительства ранее находились очистные сооружения нефтеперерабатывающего завода, и чтобы привести площадку в порядок, срезали 4-5 метров техногенного грунта. Перепрофилирование нефтепроводов под перекачку нефтепродуктов позволило значительно сократить сроки реализации проекта "Юг" На ГПС "Волгоград" осуществляется автоматизированный учет топлива с оценкой качества. Для этого смонтирован узел учета - система измерения количества и показателей качества нефтепродуктов (СИКН), блок измерения качества и трубопоршневая установка для поверки учетных систем. На площадке возведена магистральная насосная, агрегаты которой будут транспортировать нефтепродукты в резервуарный парк ГПС "Тингута". Точка слияния Основной объект второго этапа "Юга" - ГПС "Тингута". Это ключевая станция, на которой соединятся потоки дизельного топлива, поступающего с Волгоградского НПЗ, и поставляемого по железной дороге. На "Тингуте" возведен весь комплекс технологического оборудования, магистральная и подпорная насосные и четыре резервуара хранения общим объемом 80 тысяч кубометров. Из резервуарного парка станции дизель будет транспортироваться в сторону Тихорецка. На первом этапе производительность нефтепродуктопровода - 4 миллиона тонн в год, предусмотрено увеличение до 6 миллионов тонн. Главные проблемы на площадке ГПС "Тингута" строителям доставили слабонесущие и пучинистые грунты. На отсыпку площадки понадобилось более 190 тысяч кубов песка, фундаменты зданий и резервуаров разметили на сваях (которых забито более 5 тысяч) длиной от 7 до 18 метров. Вблизи станции продолжается возведение железнодорожной сливной эстакады. Она будет принимать железнодорожные составы с нефтепродуктами с российских НПЗ, не подключенных к трубопроводной системе. Эстакада двусторонняя протяженностью 120 метров и рассчитана на одновременный слив 18 цистерн. Всего на площадке будет 12 железнодорожных путей протяженностью более 7 километров. Также на площадке возведут насосную станцию слива дизельного топлива, подземные емкости для аварийного сброса объемом 100 кубометров и слива неисправных цистерн. Все технические параметры эстакады тщательно просчитаны в зависимости от пропускной способности железнодорожной станции, вместительности резервуарного парка, объемов транспортировки и пр. Планируемые поставки на первом этапе - 1,9 миллиона тонн в год. 4 миллиона тонн дизельного топлива в год составляет производительность продуктопровода Волгоград - Тихорецк - Новороссийск. Предусмотрена возможность ее увеличения до 6 миллионов тонн в год На перспективу Пробная транспортировка дизельного топлива с Волгоградского НПЗ в порт Новороссийск уже началась. Пока планируется прокачивать до 250 тысяч тонн в месяц. С владельцем завода - компанией "ЛУКОЙЛ" подписано соглашение о сдаче в систему 3 миллионов тонн дизельного топлива в год. После завершения строительства железнодорожной эстакады с Орского НПЗ пойдет около 900 тысяч тонн дизельного топлива в год и 1,1 миллиона тонн - с Саратовского НПЗ. В перспективе в систему смогут поставлять топливо заводы Краснодарского края, а также Уфимская группа НПЗ. На сегодняшней стадии "Юг" остается отдельным трубопроводом, оторванным от общей трубопроводной системы. Но проект в полном объеме удовлетворяет всем заявленныем потребностям. Строительство третьего этапа - участка Самара - Волгоград (самого протяженного - более 750 километров) - будет зависеть от потребностей нефтяных компаний. Проект практически готов, проведены изыскательские работы, на трассе поработали саперы и археологи. По словам заместителя вице-президента "Транснефти", директора департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов Владимира Назарова, реализация проекта "Юг‑3" пока под вопросом. Проект есть в Долгосрочной программе компании с примерными сроками реализации в 2023-2025 годах. Но его осуществление зависит от конъюнктуры рынка. Пока мощностей уже построенной трубопроводной системы Волгоград - Тихорецк - Новороссийск хватит, чтобы закрыть потребности южного направления на ближайшие годы. справка 554 километра - протяженность строительства нового трубопровода Волгоград - Тихорецк: - первый отрезок 55,6 километра - протяженность трубопровода Волгоград - Тингута, диаметр 377 мм; - второй отрезок 498 километров - протяженность трубопровода Тингута - Тихорецк, диаметр 530 мм. Протяженность перепрофилированного нефтепровода Тихорецк - Новороссийск-1 диаметром 530 мм составляет 244 километра. кстати Проект "Юг" уже решает ряд важных задач. Новое направление позволит нарастить транспортировку нефтепродуктов в 2018 году до 37 миллионов тонн. Кроме того, продуктопровод поможет разгрузить Северо-Кавказскую железную дорогу, позволив уменьшить количество опасных грузов и заменив часть грузовых маршрутов пассажирскими. Выиграют и нефтяники, у которых появится возможность оптимизировать логистику поставок.