Последняя перед круглой датой, 100-летием, годовщина со дня рождения Александра Исаевича Солженицына. Его уже давно нет, но как же до сих пор будоражит умы творчество человека, доказавшего, что и один в поле воин. 1983-й год. Уникальные кадры. Интервью Солженицына американской телекомпании CBS. Впервые в отечественном эфире. Улыбчивый бородач в летней рубашке — это так в противовес: нобелевский лауреат, писатель, историк, философ. В доме на Тверской, где жил Солженицын, до его высылки, в день его 99-го дня рождения, открывали мемориальную доску. На темной плите в пробоине — портрет. Кто только ни пришел! Наталия Дмитриевна Солженицына живет с мыслью создать в квартире музей к 100-летнему юбилею писателя. Обувной ящик с двойным дном — для рукописей, стол писателя, очки. Жизнь под надзором и в постоянном страхе — не за себя и мужа, за детей — представить сложно. Наталия Солженицына каждый вечер помогала мужу прятать рукописи. Уже опубликованы "Один день Ивана Денисовича" и "Матренин двор". Но главную работу — "Архипелаг ГУЛАГ" — заканчивать приходится тайно. Когда о содержании рукописи узнали в КГБ, Солженицына арестовали. Его могли расстрелять за измену Родине. Выслали из страны в казенном пальто. Посыпались обвинения в предательстве Родины и оскорбления с ярлыком "литературного власовца". Солженицына давно нет в живых, и вот то же самое словосочетание в прокламациях Революционного коммунистического союза молодежи (РКСМ) в Москве в день открытия мемориальной доски. Александр Исаевич отвечает сквозь время. "Я не могу сказать, что писал все это для того, что бы открыть глаза Западу на Восток. Я писал все это для моего народа. Я восстанавливал правду о своей стране, всякую правду для своих. Для меня это — ключ. Надо, чтобы прошли перемены. Такие перемены, чтобы можно было напечатать "Архипелаг ГУЛАГ" целиком, широко", — признавался Солженицын. После выходки последовала не менее жесткая реакция Наталии Дмитриевны. В ответ — ссылки РКСМ на Маркса, Энгельса, Ленина. Солженицын свои взгляды на коммунистический строй, на противостояние Сталина и Гитлера, на Великую Отечественную Войну и революцию, равно как и на современное положение дел в мире в целом и в России в частности, излагал предельно ясно. "Кажется абсолютно неуместным напоминать, что главный ключ человеческого бытия или небытия — в каждом отдельном человеческом сердце, в его предпочтении добра и зла. Надо прежде увидеть ужас, сотворенный не кем-то извне, не классовыми или национальными врагами, а внутри каждого из нас и внутри каждого общества. Ибо мы все это сделали своими руками, сами же мы этим повседневным эгоизмом эту петлю и затягиваем", — был уверен писатель. На языке интернет-блогеров, каковых в РКСМ много, это называется "хайпануть", то есть заработать популярность на чужом имени. Имени человека, который доказал, что один в поле тоже воин. Говорить об уважении здесь излишне. Не было бы ни дискуссий на тему "власовщины в его книгах", ни самой молодежи, которая может спорить открыто, если бы не "солженицынские хождения по мукам". Отношение к Александру Исаевичу лично, как и к его литературным текстам, может быть разным, — неизменным остается только его место в истории.