Зеленоградские инженеры братья Литмановичи могут превратить любую поверхность в информационный экран
Наша молодая фотокорреспондент Аня – очень любознательный товарищ. Так и норовит пальцем тыкнуть: мол, а это что такое, кто сделал – почему не знаю? Вот и теперь: взяла толстый фломастер и, не открывая колпачок, стала прямо на стене рисовать… Кто это? Ага, единорог получился. Следом подошел Евгений Пьянов – он уже до «неба» добрался и сотворил солнце! Впрочем, какие шутки, ежели прагматичные сингапурцы еще два года назад заинтересовались, как это в Зеленограде хотят стены в экраны трансформировать?! Скажите честно: любите ходить по магазинам? Сейчас у нас опять крайности: зайдешь в торговый центр – обрушивается гигантский вал возможностей. Нам всего и не надо, и тугриков столько нет, и времени, и… Ох, уже голова болит – в одном месте галоши, в другом – шубы или колбаса: подчас и не отыщешь. Куда идти, где что брать? Видели по телевизору Ниагарский водопад? Колоссальные тонны воды срываются с кручи. А если хочется выбрать из этих тонн одну капельку? Вы пришли в торговый центр – надо выбрать конкретную вещь: быстро, по делу, чтобы не бродить, как в джунглях. Тут как раз появляется «дрессированная» стенка братьев Литмановичей, доцентов МИЭТ, зарегистрировавших в ноябре 2015-го компанию SensArt. Серьезные специалисты давно твердят, что сотворенный человечеством информационный океан скоро превратится в болото и нас с вами поглотит. Люди на это, открыв рот, смотреть не хотят и пытаются создавать ловушки для информации, дабы ее упорядочить. Объясните, что такое touchscreen? У вас же есть мобильник, например, вы экран его погладите пальчиком и звоните дяде Васе. Это сенсорный экран, он реагирует на ваше прикосновение. – Смотрите, – Андрей Михайлович выступает гидом по этой системе, хотя, собственно говоря, я вижу стенку соседнего офиса. – Вот два электронно-оптических сервера, это вертикально закрепленные на расстоянии до шести метров планки. А между ними аналогичнаяtouchscreen сенсорная область. На стенку, где закреплены наши планки, светит проектор. Появилось информационное поле. Видите? Теперь представьте: идете по улице, перед вами громада гипермаркета, только вместо столь знакомой витрины вы смотрите на такой экран. Прикасаетесь к нему, узнаете о магазине то, что вам нужно, экономите море времени. Информация сжата. Думать – хорошо… чтобы делать, а не мечтать – Слушайте, у вас свободное время бывает? – спрашиваю «сенсартовцев», подозревая обратное. – У вас же, наверное, и семьи есть? – Дима еще молодой, ему 28, – «сдает» приятеля директор по производству компании Евгений, тоже доцент МИЭТ. – А мы с Андреем на 5-6 лет старше, уже женатики и дети есть. Правда, так получается, вроде бы отдыхаем, а потом опять, порой, вечерком собираемся и «ныряем» в разработки. – Да, у меня еще дела семейные впереди, – подтверждает Дмитрий, – а пока есть результат: мы подготовили возможность персонализированного общения ритейла с покупателями. Неплохо? Можно подумать, я возражаю. Молодые зеленоградцы разработали варианты нового способа подачи информации. Сегодня это новостная система, касающаяся торговли, и в настоящее время у фирмы уже есть серьезные контракты с арендаторами торговой сети «Мега». Но как возникла эта идея? МИЭТ давно стал неким российским магнитом: в институт несколько десятилетий подряд приезжают учиться вундеркинды со всей страны. Андрей и Дмитрий родом из Махачкалы. Их отец – крупный инженер, одно время участвовал в разработке космического корабля многоразового использования «Буран». Темпераментный Дагестан – это и море, и горы, и фрукты. «Но самым притягательное для нас с братом местом в детстве была лаборатория отца, – улыбнулся старший Литманович, Андрей. – Мы знали – станем инженерами». И Евгений приехал учиться в МИЭТ, но он северянин – из Нефтеюганска. Здесь с братьями и познакомился. Еще в постсоветское время Михаил Литманович разработал технологию, позволявшую мониторы превращать в touchscreen. Проект тогда остался не востребованным, но инженерный задел остался, и братья решили продолжить исследования отца – создать продукт, который сможет стать сервисом: нереализованная идея никому не нужна. – Конечно, это длительный процесс, – признал Дмитрий. – Мы ведь начинали еще со студенческих конкурсов, подавали заявки. Не ожидали, что на наш проект обратят внимание. Эту технологию, названную разработчиками Surfacefansy – «причудливая поверхность», отметили российско-сингапурский акселератор стартапов HaxAsia, а затем и агентство по развитию при министерстве связи Сингапура. Вот тогда команда поняла: от технических разработок надо двигаться до реального продукта. Нам лукавый ни к чему «Сенсартовцы» спокойно относятся к своим успехам. «Нравятся технологии – не нравятся? – пожимает плечами Андрей Литманович. – Это ерунда: рынок должен признать, тогда будет успех». Но у них есть стержень: сколько раз футболили: мол, разве ваши технологии где-то применяют? Нет? Значит, они не нужны. Любопытно, а если где-то такие же есть, стало быть, свои и вовсе ни к чему? Я так понимаю, если бы наши «адепты причудливости» все эти шишки посчитали, то закрыли бы свой проект и пошли по найму деньги считать. Не пошли – и теперь постепенно идут наверх. Кроме их прихотливой поверхности, нас с вами ждут весьма причудливые проекты. Например, сенсорный руль, способный распознавать жесты водителя! Это значит, не нужно к разным кнопкам тянуться! Представляете: система оптическая, можно будет, например, увеличить громкость или управлять навигатором, не отрывая рук от руля. Или сенсорный материал на основе обычной ткани со спецволокнами, которая будет не только воспринимать нажатие, но и распознавать объект на поверхности. Я и говорю: весьма причудливая компания, затейливые ребята. Очень перспективные, потому что вряд ли отступят. Хотите также попробовать? Владимир Ратманский, фото Анны Алимжановой