«В борьбе с коррупцией надо наступать по всем фронтам»
– Игорь Викторович, как вы оцениваете правоприменительную практику в борьбе с коррупцией в целом в России? Как выглядит ситуация в Курганской области по сравнению с другими субъектами Российской Федерации? – Борьба с коррупцией – один из приоритетов внутренней политики нашего государства. Отмечу, что существенных отличий коррупционных проявлений в Курганской области от таких действий в других субъектах Российской Федерации нет. Чиновники берут деньги за оказание каких-либо услуг, за возможность выиграть государственный или муниципальный контракт, или, обладая полномочиями, чиновник пытается порадеть родственникам или аффилированным с ним коммерческим структурам. Есть громкие дела. Например, совершенно фантастическая история по уровню наглости в деле бывшего первого заместителя директора департамента имущественных и земельных отношений Павла Суханова, когда берут старые бланки, заполняют их и начинают оформлять на доверенных лиц в собственность земельные участки вместе с главой одного из сельсоветов. Человек, понимая, что это незаконно, пытается завладеть участками, чтобы их потом продать. Потом он раскаялся, признался, но факт остается фактом. Сегодня на слуху у всех дело бывшего руководителя УФСИН Ильгиза Ильясова. Ряд таких дел находятся в производстве, и мы считаем, что они возбуждены обоснованно. Всего же в этом году правоохранительными органами выявлено 280 преступлений коррупционной направленности, в их числе факты взяточничества (120), присвоения, растраты имущества с использованием служебного положения (87), мошенничества (34), служебные подлоги (9) и другие. Для Курганской области характерна и наибольшее распространение получила бытовая коррупция – это сферы образования и здравоохранения. Совершенствование законодательства исключает коррупционную составляющую в части установления излишних требований, барьеров для граждан, с каждым годом фиксируется снижение нарушений в сфере запретов и ограничений, коррупциогенные факторы исключаются из нормативно-правовых актов на стадии их проработки. Всего органами прокуратуры Курганской области в текущем году проведено 425 проверок, в ходе которых выявлено около 3 тыс. нарушений, в целях их устранения внесено более 500 представлений, по результатам их рассмотрения к установленной законом ответственности привлечено 550 должностных лиц. На незаконные правовые акты принесено более 1000 протестов. По инициативе надзорного ведомства судами области к административной ответственности привлечено 18 должностных и юридических лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 13 уголовных дел. Должностным лицам объявлено 164 предостережения. В суд направлено 33 иска. Например, в ходе рассмотрения представлений прокуратуры области уволены начальник отдела лицензирования и организационной работы управления лицензирования, правовой и организационно – кадровой работы департамента здравоохранения Курганской области, а также директор МКУ «Транспортное управление» г. Курган, не сообщившие в установленном порядке о возможном конфликте интересов. В текущем году к административной ответственности привлечено ООО «Регион-Ресурс», руководитель которого передал взятку сотруднику полиции. Назначено наказание в виде штрафа в размере 1 млн рублей. На системной основе в суд направляются дела об административных правонарушениях, связанных с неисполнением работодателями обязанности по сообщению о приеме на работу государственных и муниципальных служащих. В этом году общая сумма назначенных по ним наказаний составила более 500 тыс. рублей. – Статистика показывает рост числа выявленных преступлений. Но это потому, что лучше работают правоохранительные органы или растет число коррупционеров? – Вы знаете, даже смертная казнь за коррупцию в Китае не останавливает преступников. Люди считают: а меня не поймают. Это старо как мир, на нашем веку мы вряд ли победим коррупцию, но к этому надо стремиться. И здесь важна позиция гражданского общества. – Какова ситуация в Курганской области по делам этой категории по секторам экономики? По географии? По уровню привлеченных к ответственности чиновников? По тяжести преступлений? Одна из самых криминализованных сфер – земельные отношения. Вы помните уголовные дела, которые появились после нашего выезда с руководителем СКР по Курганской области Петром Николаевичем Крупеней для приема граждан в Кетовский район. И там наверняка есть еще не поднятый нами пласт, который ждет своего подхода и решения. Но преступления выявлялись и в других сферах, например, в ЖКХ, при оказании услуг для государственных и муниципальных нужд. Конечно, наибольшее их число установлено в крупных муниципальных образованиях – в Кургане, в Кетовском, Далматовском и Шумихинском районах. Выявлялись факты коррупции и в других районах области. К уголовной ответственности привлекались представители органов власти, главы муниципальных образований, должностные лица государственных предприятий, организаций и коммерческих структур. В производстве следственных органов в настоящее время находятся уголовные дела о хищениях должностными лицами денежных средств МФЦ Курганской области, ОАО «Введенское дорожно-строительное управление «Автодорстрой», злоупотреблении полномочиями в МУП «Специализированное дорожное предприятие г. Кургана» и другие. Возбуждались и расследовались уголовные дела так называемой «бытовой коррупции» – мелкие взятки, хищения небольших сумм денежных средств. – Удается ли, на ваш взгляд, собрать качественную доказательственную базу при расследовании таких преступлений, как взятки? Примеры? Как вы оцениваете качество работы следственных органов по антикоррупционной тематике в целом? – Доказательственная база по всем преступлениям собирается кропотливо и тщательно. Уголовные дела по взяткам в данном случае – не исключение. Органы следствия работают в тесной связке с оперативными службами, может и надзирающий прокурор подсказать, на что необходимо обратить более пристальное внимание, где, как и что поискать. Уголовные дела с хорошей доказательственной базой заканчиваются обвинительным приговором, которым коррупционерам назначается справедливое наказание. Например, это и глава Кетовского района, осужденный за махинации с земельными участками, и высокопоставленные сотрудники УМВД России по Курганской области, и ряд других дел. Что касается оценки работы органов следствия, могу сказать лишь одно – нам есть над чем работать и к чему стремиться. – Ваши выезды в районы дают пищу для размышлений? Насколько активны зауральцы в информировании о таких преступлениях? А в сравнении с другими регионами УрФО и РФ? – Не все могут приехать в Курган и попасть на прием, и мои поездки в районы важны для анализа и для понимания, что происходит. Не могу сказать, что граждане Курганской области активны в информировании о совершении преступлений коррупционной направленности. Идут с жалобами разного характера – невыплата зарплаты, пенсий, социальных пособий, несогласие с действиями, решениями правоохранительных органов, службы судебных приставов, с назначенным наказанием, нарушение земельного законодательства, обеспечение коммунальными услугами ненадлежащего качества, в том числе в сфере энергообеспечения и т. д. И в сравнении с другими регионами округа и страной в целом особых отличий я не вижу. Но ясно, что люди хотят быть услышанными, и это более важно, чем узнать о каких-то там скрытых преступлениях. На нашем сайте анонсируется проведение прямых линий, онлайн-конференций по данным вопросам, существует специальный раздел в рубрике сайта нашего ведомства «Сообщи о фактах коррупции», однако сообщения от граждан не поступают. Хотя на бытовом уровне такие факты встречаются повсеместно, но выявляются они другим путем, не через сообщения от граждан. И хочу напомнить: если гражданин совершит преступление, предусмотренное ст. 291, 291.2. УК РФ (дача взятки, мелкое взяточничество), то он может быть освобожден от уголовной ответственности, если после совершения криминального деяния добровольно сообщит о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело, будет активно способствовать его раскрытию и расследованию. – Насколько эффективно организовано межведомственное взаимодействие в борьбе с коррупцией? В какой части пока есть пробелы? – Межведомственное взаимодействие организовано, сотрудничество между органами, входящими в его состав, налажено, как и постоянный обмен имеющейся информацией. Проводятся координационные и межведомственные совещания, на которых обсуждаются вопросы борьбы с коррупцией, вырабатываются конкретные меры по их разрешению. – Какова была роль прокуратуры в том, что прежнему директору департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Ниязу Юсупову глава области предложил написать заявление об отставке? – Да, у прокуратуры области были претензии к бывшему руководителю департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ – в вопросах исполнения законодательства при подготовке к отопительному сезону, переселении граждан из ветхого и аварийного жилья, проведении капитального ремонта многоквартирных домов, а также при координации деятельности ГЖИ. Возложенные на ведомство полномочия по данным направлениям надлежащим образом не исполнялись, проводимая работа зачастую носила формальный характер, что требовало нашего постоянного вмешательства. Наверное, и это тоже явилось одной из причин для принятия такого решения. – А есть ли претензии к главам муниципалитетов? – Напомню, что глава Петуховского района, по нашему мнению, совершил должностные преступления, но суд решил иначе, и он сейчас руководит районом. Убежден, что он не справляется и не сможет справиться с тем объемом задач, которые стоят перед ним. Это показывает каждый год, начиная с подготовки к отопительному сезону и заканчивая другими вопросами. Но ведь и депутатов, и главу себе выбирает население. – Эксперты говорят о том, что сегодня коррупция – это не банальный конверт с деньгами или перевод денег на счет чиновника, а обмен услугами. И менталитет современного чиновника меняется. Как помогает вам в этой борьбе современная наука? – Есть и анализ процессов, идущих в обществе, и методические рекомендации, которые направляются на места. Есть постановления Верхового суда, пленума ВС РФ либо по конкретным делам, либо по анализу практики. Но каждое уголовное дело индивидуально. И преступники изобретают новое, действуют изощреннее, используя, в том числе, и современные способы общения, например, те же мессенджеры. К чему мы еще иногда не готовы. – Прокуратура области обладает правом законодательной инициативы. Есть ли необходимость вводить новации в областные законы для эффективности борьбы с коррупцией? Если да, то что требуется в первую очередь, на ваш взгляд? – У нас хороший рабочий контакт с Курганской областной думой. В 2008 году прокуратурой области в Думу внесен проект закона «О противодействии коррупции в Курганской области», который был рассмотрен и принят. Закон определил правовое регулирование отношений в сфере противодействия коррупции, основные понятия, принципы противодействия коррупции, полномочия органов государственной власти в этой сфере, которые были положены в основу организации антикоррупционной деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. С целью совершенствования в закон неоднократно, в том числе по инициативе прокуратуры, вносились изменения, его действующая редакция соответствует федеральному законодательству и государственной задаче в сфере противодействия коррупции. Кроме того, по инициативе прокуратуры области отменены доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Курганской области, которые были предусмотрены законом Курганской области от 31.10.2001 № 97. К ним относятся губернатор региона, его заместители, другие члены правительства области, депутаты областной думы, уполномоченные по правам человека, защите прав предпринимателей, уполномоченный при губернаторе по правам ребенка, председатель избирательной комиссии Курганской области, его заместитель и секретарь комиссии. Сейчас в поле нашего зрения доплаты депутатам за их депутатскую деятельность. Некоторые депутаты считают: «это вроде как мне вторая зарплата». Нет, друзья мои, эти деньги должны идти на депутатский округ, а не на покупку цветов или заправку собственного автомобиля. Но злого умысла я здесь не вижу. И нормотворческая работа прокуратуры будет продолжена. – Довольны ли вы итогами судебных разбирательств по делам этой категории, рассмотренным в этом году? – В этом году судами рассмотрен ряд уголовных дел, получивших широкий общественный резонанс. Примеры я уже приводил. Это итог нашей работы. Наряду с обвинительными, вынесено четыре оправдательных приговора по делам о преступлениях коррупционной направленности. Один из них по результатам апелляционного обжалования отменен вышестоящей судебной инстанцией. Два вступили в законную силу. Органами предварительного следствия гражданин обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ч. 3 ст. 291 УК РФ, в покушении на дачу взятки сотруднику ГИБДД за успешную сдачу экзамена по управлению транспортным средством. 12 октября 2017 года Курганским городским судом он оправдан по предъявленному обвинению, поскольку, по мнению суда, в его действиях имел место добровольный отказ от преступления, так как он передавал деньги в качестве взятки, но впоследствии потребовал их вернуть. Но 30 ноября 2017 года судебной коллегией по уголовным делам Курганского областного суда оправдательный приговор по представлению прокурора отменен, дело направлено на новое рассмотрение. Зачастую причинами принятия реабилитирующих решений являются нарушения УПК, допущенные органами следствия. Оправдательные приговоры тоже должны быть. Суд ведь не для того, чтобы штамповать версию следствия, наши решения. Один из принципов уголовного процесса – состязательность, значит, мы не смогли убедить суд в своей правоте, доказать вину конкретного лица в инкриминируемом деянии. – Результат борьбы с преступностью в этой сфере зависит от компетенции кадров. Есть ли у вас собственные критерии оценки квалификации ваших подчиненных? В структуре прокуратуры уже 10 лет функционирует выстроенная вертикаль самостоятельных подразделений по надзору за исполнением антикоррупционного законодательства, в составе которых работают прокуроры со стажем службы в органах прокуратуры не менее 5 лет. У нас есть такой отдел. Отбор кандидатов на эти должности проходит на конкурсной основе, а назначает их Генеральный прокурор Российской Федерации. Я не обладаю полномочиями по привлечению их к дисциплинарной ответственности. Они таким образом защищены, это дает им право работать свободно в отношении любых должностных лиц на территории Курганской области Прокуроры этого отдела осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства, соблюдением законов при проведении оперативно-розыскной и процессуальной деятельности правоохранительными органами, а также участвуют в рассмотрении судами уголовных дел о коррупционных преступлениях. – Прокуратура области, на мой взгляд, зачастую становится последним рубежом для граждан в борьбе за свои права. Что вам удалось в этой работе в 2017 году лучше всего? А на что предстоит сделать акцент, с учетом опыта 2017 года, в будущем году? – Коррупция, как коррозия, разъедает практически все сферы жизнедеятельности и напрямую влияет на права граждан. И, несомненно, отдельно взятое ведомство никогда ее не победит. Здесь нужно наступать по всем фронтам. И это вовсе не громкие слова. Результаты надзорной работы свидетельствуют, что наш регион не избавлен от чиновников, ищущих на службе способы удовлетворения корысти в различных ее ипостасях. Поэтому в текущем году, как и прежде, принимались значительные усилия по пресечению коррупции на всех направлениях – как в рамках уголовно-правовой сферы, так и вне ее. Приведу пример. В этом году нам впервые удалось установить муниципального служащего, который приобрел несколько квартир, их стоимость превысила доход чиновника за последние три года, при этом он не смог подтвердить законность приобретения имущества. Квартиры предоставлялись социально незащищенным гражданам, а оказались оформлены на конкретного служащего. Иск об обращении денежных средств в доход государства направлен в суд для рассмотрения. Такие дела, когда чиновник не может обосновать свои расходы, редкие в России. В 2018 году мы продолжим делать акцент на соблюдение установленных законом запретов и ограничений лицами, замещающими государственные и муниципальные должности. Примем меры, направленные на пресечение нарушений в части урегулирования конфликта интересов, участия в предпринимательской деятельности, управления хозяйствующими субъектами, а также получения подарков и иных вознаграждений в связи с исполнением должностных обязанностей. – Спасибо за откровенное интервью, желаю вам успехов в этой важной работе.