Ещё

Как Кремль выигрывает от антисемитизма 

Фото: ИноСМИ
На прошлой неделе в России вспоминали темные времена. Почти 100 лет спустя православная церковь настаивает на новом следствии по делу об убийстве царской семьи, хотя виновники и обстоятельства на самом деле давно уже известны. Обоснование: речь могла идти о ритуальном убийстве.
Могущественный Следственный комитет России, своего рода российское ФБР, действительно объявил о решении начать следствие. В церкви серьезно относятся к предположению о ритуальном убийстве, сказал влиятельный архиепископ Тихон. О том, что речь идет о давно развенчанной антисемитской легенде, которая распространялась антикоммунистически настроенными эмигрантами, церковник умолчал.
Спикер Федерации еврейских общин России Борух Горин по поводу этой инициативы сказал, что он был шокирован тем, насколько сильна антисемитская риторика в православной церкви. На страницах либеральной экономической газеты «Ведомости» один журналист с насмешкой предложил следователям расследовать версию с Годзиллой, в конце концов, японский монстр из фильма тоже мог быть замешан в убийстве царской семьи.
Критически настроенная редакция газеты «Московский комсомолец» поместила статью с полным возмущения заголовком, где говорится о том, что теперь церковь ищет «еврейский след». Многих россиян такие новости тоже должны были возмутить, потому что родина погрома — русское слово, обозначающее «разрушение», буквально «после грома» — добилась большого прогресса за прошедшие десятилетия.
В России, как и прежде, существует определенное количество антисемитов, возможно, 8% населения. Но настрой большинства с советских времен заметно изменился, это следует из результатов опросов общественного мнения независимого аналитического института Левада. Так, в 1990 году лишь 37% опрошенных заявили, что евреи — «честные и порядочные люди»; в 2016 году так же высказались уже 54%. Поддерживаемый государством советский антисемитизм сменился равнодушием и даже симпатией.
По данным исследующего экстремизм независимого аналитического центра «Сова», воинствующий антисемитизм в Москве отступил. На протяжении нескольких лет число зарегистрированных преступлений, совершенных на почве антисемитизма, держится на стабильно низком уровне, дополнительная защита полицией синагог не требуется. Всемирный опрос, проведенный американской Антидиффамационной лигой в 2015 году, показал, что лишь 23% россиян разделяют антисемитские взгляды. Эта цифра значительно ниже среднего результата по восточной Европе.
Около 150 тысяч евреев, проживающих в стране, считаются группой, которой среднестатистический россиянин хоть и сторонится, но в то же время связывает с такими ценностями, как образование или успешная карьера. Подобное восприятие относится и к Израилю: сегодня 57% россиян имеют позитивное или очень позитивное представление о еврейском государстве, которое поддерживает хорошие отношения с Москвой.
Неудивительно, ведь в России Израиль считается популярным местом для отдыха. Благодаря иммигрантам из бывшего Советского Союза россияне чувствуют себя там как дома — в Тель-Авиве не редкость русскоговорящие таксисты или гиды для туристов. То есть волнения из-за расследований «ритуального убийства» лишь буря в стакане воды?
Тема антисемитизма в России сложнее того, о чем позволяют предположить результаты опросов общественного мнения. Так, евреи все чаще покидают страну, переезжая в Израиль. До аннексии Крыма, произошедшей в марте 2014 года, ежегодно из страны уезжала примерно тысяча евреев, но за последующие годы эта цифра начала неуклонно расти. Так, в прошлом году около семи тысяч евреев эмигрировали из России в Израиль.
Многие российские евреи чувствуют себя неуютно в России Владимира Путина. Это связано и с тем, что, как это сформулировал социолог Алексей Левинсон, антисемитизм в России по-прежнему представляет собой политический ресурс. В обществе проявления открытого антисемитизма редки, но, по мнению Левинсона и других исследователей, распространен скрытый антисемитизм. И он может разжигаться политическими или церковными элитами. Тут не помогает и то, что Путин изображает из себя великого филосемита и даже предлагает евреям из Европы иммигрировать в Россию.
Следствие по делу о «ритуальном убийстве» лишь самый свежий пример этого. В начале года, например, вице-спикер Госдумы Петр Толстой из путинской партии «Единая Россия» отличился антисемитскими высказываниями. Толстой сравнил сегодняшних критиков церкви с коммунистами, «выскочившими из-за черты оседлости», которые после российской революции разрушали церкви: намек на единственную область в царской империи, в которой позволялось жить и работать евреям.
Одна известная журналистка в прокремлевской бульварной газете «Комсомольская правда» пожалела о том, что нацисты не наделали абажуров из предков нынешних либералов. За это последовало лишь предупреждение от Роскомнадзора. Уголовный процесс, который можно было бы возбудить по российскому законодательству, не был начат.
Когда в России евреев приравнивают к критикам Кремля или церкви, антисемитизм охотно допускается.
По поводу следствия по «ритуальному убийству» пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков воздержался от комментариев — вопрос не относится к сфере деятельности Кремля. Поэтому критики говорят о «контролируемом антисемитизме» российского руководства и близкой к власти элиты, о попытке подмазаться к антисемитски настроенной части населения, причем не только к представителям прекариата.
Сегодня основные носители антисемитских взглядов — это не только люди с низким уровнем образования, подчеркивает эксперт из Левада-центра Лев Гудков, но и хорошо устроенные и образованные городские элиты. Особенно серьезная ситуация в центре финансов и власти страны — в Москве: молодые и профессионально успешные люди чаще разделяют антисемитские взгляды, чем другие социальные группы, хотя пока еще и не в агрессивной форме.
Главный раввин России Берл Лазар, во всяком случае, призывает к бдительности. Хотя евреи в сегодняшней России и не считаются заклейменным меньшинством, но в любой момент ситуация может измениться.
В конечном итоге это относится к политике современного российского государства, в которой принято объявлять разные народы врагами: в 90-е годы это были чеченцы, после российско-грузинской войны 2008 года — грузины, с 2014 года роль врагов взяли на себя украинцы и крымские татары. Нет никакой гарантии того, что когда-нибудь в такой роли не окажутся и евреи, говорит Лазар. Если однажды в Кремль въедет кто-то вроде Петра Толстого, евреям придется покинуть страну.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео