"Трансгруз" не смог добиться снятия ограничений на высотное строительство вблизи памятника архитектуры
Напомним, впервые о планах по строительству многоэтажного дома в границах ул. Самарской, Ульяновской и Галактионовской было заявлено в 2014 году. Тогда ООО "Трансгруз" изменило зонирование участка площадью 2606 кв. м с Ж-3 (жилая застройка до шести этажей) на Ц-3 (жилая застройка выше девяти этажей). Но в 2015 г. управление государственной охраны объектов культурного наследия установило охранные зоны для ряда самарских памятников. Площадка "Трансгруза" попала в одну из них — в непосредственной близости располагается дом Е. Кошелевой, ныне занимаемый гостиничным комплексом "Европа". Охранная зона объекта продлена вдоль ул. Ульяновской. Она должна предотвратить строительство выше 10 метров от уровня земли до конькового завершения кровли. Высота потолков в домах "Трансгруза" составляет 2,7 м, значит, с учетом охранной зоны компания сможет строить на площадке трехэтажные дома. Организацию Эдуарда Волкова это не устроило. В апреле 2017 г. "Трансгруз" обратился в Арбитражный суд Самарской области с требованием отменить приказ УГООКН, установивший охранную зону. Судебное разбирательство многократно откладывали. Не дожидаясь решения суда, "Трансгруз" уже в августе 2017 г. приступил к расчистке площадки. Судя по находившейся на ней спецтехнике, буровой установке и крану, компания подготавливала фундамент. При этом, как сообщили в министерстве строительства на запрос "СО", за разрешением на строительство "Трансгруз" в ведомство не обращался. Теперь же стало известно, что и снятия ограничений с участка "Трансгруз" добиться так и не смог. 27 ноября Арбитражный суд Самарской области вынес решение, согласно которому в иске компании Эдуарда Волкова отказано. На момент сдачи номера "СО" в печать доступна была только резолютивная часть решения, однако в ней указано, какими статьями руководствовался суд. В частности, это ст. 201 АПК РФ, в которой предусмотрено, что если оспариваемый акт соответствует закону и не нарушает права заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении иска. Эксперты считают, что начавшееся освоение площадки "Трансгрузом" в условиях действующего охранного обязательства едва ли обернется серьезными санкциями для фирмы. В то же время не исключено, что именно это и стало причиной, по которой компания Эдуарда Волкова проиграла в суде. "Если бы они до выхода приказа УГООКН получили разрешение на строительство, начали работы, заключили договоры, разработали и согласовали проект, потратили существенные средства, суд встал бы на их сторону, — убежден адвокат КА №102 Петр Колдов. — Но если у компании изначально не было разрешения на строительство и какие-то действия они начали производить уже после вступления в силу приказа управления, то для суда это аргументом не будет". В то же время заведующая кафедрой реконструкции и реставрации архитектурного наследия СамПУ Татьяна Вавилонская отмечает, что "Трансгруз" уже сейчас терпит убытки. В дальнейшем же компания и вовсе будет вынуждена скорректировать проект. "Проект нужно будет изменить под среду. Нужно понимать, что в историческом центре точечная застройка, нарушающая морфологию квартала, недопустима ни с градостроительной позиции, ни с позиции охраны памятников. Проблема здесь в том, чтобы дисциплинировать наших застройщиков. Понятно, что "Трансгруз" сейчас несет убытки колоссальные, у них проект, который прошел согласование государственной экспертизы. А теперь им надо изменять его, изменять весь проект планировки территории квартала, искать какое-то компромиссное решение. Всегда идет борьба между рентабельностью и законом, но закон есть закон". Генеральный директор юридической компании "Прайд" Дана Борисова отмечает, что санкции компании грозят в том случае, если "Трансгруз" превысит допустимую высотность застройки, чего компания пока не сделала. "Невыполнение требований по сохранению ОКН, в том числе — в части установления зон регулирования высоты застройки, нарушает права и охраняемые законом интересы граждан. За невыполнение этих требований собственник участка может быть привлечен к административной ответственности. "Трансгрузу" нужно обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Это требуется, если участок расположен в границах зоны охраны ОКН. Такое разрешение предоставляется по согласованию с органом государственной власти субъекта РФ, утвердившим режим использования земель в границах этой зоны". В самом ООО "Трансгруз" запрос "СО" относительно дальнейших действий компании оставили без ответа. В УГООКН комментарии по теме также не предоставили.