Войти в почту

Евгений Кочергин: Екатерине Андреевой не хватает мастерства

1 января 2018 г. программе «Время» стукнет 50 лет. По случаю Sobesednik.ru поговорил с диктором Евгением Кочергиным. Евгений Кочергин был одним из основных ведущих главной информационной программы страны в советское время (вплоть до августовского путча 1991 года). Как изменилось информвещание за эти годы, диктор рассказал нашему изданию. – Часто сейчас смотрите «Время»? – Вообще не смотрю. В течение дня получаю достаточно информации, и поэтому снова смотреть перепевы того, что уже известно, мне неинтересно. – Откуда узнаете новости? – Источник информации для меня – «Россия 1», «Вести». Евгений Кочергин // Фото: Global Look Press – Любопытный поворот. Ваши предпочтения связаны с осадком из-за того, что для вас в 91-м в один день закрыли двери студии? – Не связаны... Уже не связаны, я бы так сказал. Конечно, в свое время с нами поступили некрасиво. Мы много раз разговаривали на эту тему с моей коллегой и боевой подругой Анной Николаевной Шатиловой. Она говорит: «Ты понимаешь, мы были певцами одной идеологии, а потом власть сменилась, и люди бы не поняли, если бы те же дикторы пели о новой идеологии». Нас погнали с таким посылом, что наши рожи уже всем осточертели. А я считаю, что мы наработали большой опыт, у нас были прекрасные учителя, народ любил нас, доверял. Да и сейчас люди к нам так же относятся. Без ложной скромности могу признаться, что нас, дикторов советского ТВ, нередко приглашают крупные компании, чтобы мы провели вечер, церемонию награждения профессиональной премией. – Почему именно вас? – Во-первых, потому что любят, уважают. Во-вторых, потому что нужно понимание того, о чем говоришь, и определенный стиль подачи – торжественный. Не в том смысле, чтобы пафосно орать, как на Красной площади в былые времена, а в соответствии с ситуацией. Когда надо, чтобы прозвучало – тут мы нужны. Нынешних телеведущих, я знаю, тоже на корпоративы зовут, но они не звучат – они озвучивают. Ведь что такое «диктор информационного вещания»? Мастерство осмысленного чтения с подтекстами, с внутренней оценкой происходящего, с переходом от одного тона к другому. Чтобы не был весь выпуск в одну дуду. Это большое упущение нынешнего телевидения: все проговаривается скороговоркой, без акцентов. Некоторые ведущие выглядят, как умирающие лебеди, не поймешь, что и зачем говорят. Я смотрю на них и думаю: «Эх, вот тут-то надо жару поддать! А не равнодушно сообщать, что против нас санкции вводят». Логика хромает, интонации часто неверные. – Кого вы имеете в виду? – Ну зачем я буду людей обижать? Они не виноваты – их никто не учил. Сажают нового человека в кадр и смотрят: вроде ничего, ну и ладно. – Почему слово «диктор» стало уничижительным? – Все, что было присуще советской эпохе, в 90-е годы считалось плохим. Те, кто пришел на ТВ, решили отказаться от механического, как они считали, чтения по бумажке в пользу авторской подачи, игры в комментарийность. Хотя это смешно: до сих пор все сообщения, которые читают ведущие новостей, пишутся в информационных агентствах. Разве что подводки к материалам корреспондентов... да и их сочиняют редакторы. Ведущему при большом объеме работы некогда этим заниматься. Ну и чего там авторского? Я не понимаю. – Кто сейчас лицо программы «Время»? Катя Андреева? – Формально да. Она, конечно, считает, что достигла высочайшего уровня... – А на самом деле? – Школы, мастерства не хватает. Это я явно вижу. Не хочу быть категоричным, но некоторые не понимают, чего им не хватает. А некоторые в силу своей гордыни не хотят этого знать. Они считают себя птицами высокого полета, думают, что никто им не указ. А есть такие, которых похваливают и у них от этого голова кружится... Надо уметь отличать тексты от подтекстов. Та же Ли Чхун Хи – знаменитый северокорейский диктор в розовой кофте, – и то цепляет. Вот что значит должная интонация! Новость о пуске ракеты она подает как особое достижение. Не говорит прямым текстом, но дает понять голосом: «Вы к нам не лезьте! Получите достойный отпор». А у нас все и всё читают одинаково. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №46-2017.

Евгений Кочергин: Екатерине Андреевой не хватает мастерства
© ИД "Собеседник"