Войти в почту

Петербургские депутаты нашли синоним парковке

Петербургское Заксобрание настаивает на своём желании запретить автомобилистам ставить машины на газоны и детские площадки. В прошлом созыве они даже ввели штрафы за это нарушение, потом ещё дважды — в июне 2016 и апреле 2017-го — меняли формулировки соответствующей статьи, но все их отменил Верховный суд. Теперь же парламентарии предприняли четвёртую попытку. Новый законопроект они приняли 6 декабря в первом чтении. Московский прецедент В Верховный суд претензия на статью 32 петербургского закона «Об административных правонарушениях» попала из суда городского: туда подали иск общественные организации автомобилистов и жертвы нововведённых штрафов. Они усомнились, что запрет парковаться где бы то ни было — прерогатива региональных законодателей. Ведь Правила дорожного движения и ответственность за их нарушение устанавливаются на федеральном уровне — это дело Госдумы и Совета Федерации. Городской суд заявителей поддержал, а следом то же сделал и Верховный. Депутаты дважды переписывали статью закона, но безуспешно: три месяца назад Судебная коллегия по административным делам Верховного суда вынесла окончательное решение — норму применять нельзя. Так что петербургским депутатам пришлось искать другой вариант. Тем более что они чувствовали поддержку петербуржцев: им, за исключением разве что некоторых нерадивых и хамоватых водителей, тоже не нравится, когда машины стоят там, где должна расти трава. «Нам помог случай, — рассказал автор законопроекта, председатель Комитета Заксобрания по законодательству Денис Четырбок. — В октябре в Верховном суде оспаривалась аналогичная норма закона Москвы. Но там вместо слов «парковка» или «стоянка» использовался термин «размещение транспортных средств». И вообще статья была изложена кратко и просто. Коллегия Верховного суда решила, что такой вариант не противоречит законодательству. Так что мы воспользовались прецедентом и повторили московскую формулировку». Теперь, по замыслу законотворцев, речь уже идёт не о ПДД, а о благоустройстве, за которое отвечает только город. Так что петербургское Заксобрание имеет полное право назначать штрафы. Иск вдобавок Впрочем, уверенность парламентариев не разделяет вице-президент Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов: «Депутаты пошли по пути поиска синонимов, — вздохнул он. — Они пытаются заменить слово «парковка», чтобы не залезать в зону действия ПДД, но получается всё равно незаконно. Смысл ведь не меняется». Новый вариант статьи всё равно будет оспорен в суде, и наверняка успешно Успех столицы, которой Верховный суд разрешил штрафовать водителей за «размещение транспортных средств», защитник прав автомобилистов объяснил сильным московским лобби, которым петербуржцы не располагают. «А прецедентного права в России нет», — добавил он. При этом сам Холодов, как и подавляющее большинство питерцев, категорически против парковки на газонах, детских площадках и в прочих не предусмотренных для этого местах. Только штрафовать за неё он предлагает безукоризненными с точки зрения закона способами. «Вариантов два, — объяснил он. — Первый — внести в федеральные нормы запрет стоянки на газонах. Второй — на городском уровне ввести штрафы за порчу зелёных насаждений. И не важно чем — автомобилем, трактором или выброшенным шкафом. То есть это вообще никак не относится к сфере Правил дорожного движения». Такие нормы уже приняты в нескольких регионах и оказались вполне работоспособными. Более того, там нарушителям, кроме штрафа, предъявляют иск с требованием возместить вред. Так что водителю приходится платить и за уничтоженную траву, и за новое озеленение, а это ещё 10-20 тысяч рублей. «Такой способ имеет больше перспектив, и он гораздо честнее, — уверен Холодов. — Потому что нанесённый вред надо будет доказывать, а значит, иск будет не предъявить зимой, когда и газона-то нет. Его будет не предъявить за укатанную землю, которая только по бумагам значится газоном, а фактически им не является». Так что в этом случае муниципалитеты будут заинтересованы содержать газоны в хорошем состоянии — чтобы было, за порчу чего вчинить иск. «Та редакция, которую приняли сейчас, не стимулирует муниципалов ни к чему, — полагает Холодов. — Ни газоны засаживать, ни парковки обустраивать. Наоборот, чем меньше парковок, тем им выгоднее: они будут получать больше денег со штрафов». Деревья или машины «Мы понимаем, что с парковками в Петербурге напряжённо, — вздохнул Денис Четырбок. — Чтобы их стало больше, надо ужесточать нормативы. Но ведь есть нормы и для зелёных насаждений, и мы их нарушим, если вместо газонов начнём делать автостоянки. Да и когда мы опрашиваем жителей двора, что они выбирают — деревья или парковку, большинство всегда голосует за деревья». С новостройками, по мнению депутата, проще: достаточно прописать в нормативах большее количество парковочных мест, и строители будут обязаны их делать. Со сложившейся застройкой сложнее. «Тут уже нужна городская программа по развитию автостоянок, — считает парламентарий. — Выбираем пятно, пусть даже газон, строим на нём многоярусный паркинг и обеспечиваем местами весь квартал, а то и не один». Но пока Четырбок попросил горожан проявить сознательность и поберечь газоны: «В конце концов, покупая автомобиль, мы берём на себя обязательство соблюдать определённые правила», — напомнил депутат.

Петербургские депутаты нашли синоним парковке
© Парламентская газета