Коловрат для «Азова»: российское кино повторяет штампы украинского националистического агитпропа
5 декабря стало известно, что в Украине официально запретили детские книги «Илья Муромец и Соловей-разбойник: сказки о русских богатырях» и «Богатырские русские сказки», преступно напечатанные на территории России. Об этом сообщило издание «Коммерсант», которое пообщалось с представителем украинской власти — и он заверил российских журналистов в том, что былинные богатыри на самом деле являются достоянием Украины, напомнив, что мощи полумифического фольклорного героя «Ильи Муромца» (Ильи Печерского) захоронены на территории Киево-Печерской Лавры. Этот трагикомический инцидент совпал с премьерой фильма «Легенда о Коловрате», который успешно показывают сейчас в российском кинопрокате. Он посвящен образу легендарного рязанского богатыря, проводившего успешную партизанскую борьбу против войска монгольского хана Батыя, и героически погиб в этой неравной борьбе. Фигура храброго воина Коловрата является легендарной — его имя упоминается только в «Повести о разорении Рязани Батыем», которая является художественным произведением, датированным XVI веком, и преподносит его героическую историю в стиле народного сказания, щедро приукрашенного фантастическими эпизодами. После 1991 года фигура Коловрата пользовалась известной популярностью у всех постсоветских неонацистов. Это было связано с тем, что слово «коловрат» является славянским наименованием свастики, а образ русского богатыря, разящего дикие азиатские орды, полностью ложился в канву националистических взглядов. коловрат Неудивительно, что название «Коловрат» взяла себе одна из самых известных нацистских музыкальных групп, получившая бешеную популярность среди украинских националистов. Музыка этой группы входит в плейлист украинских добробатов, а в рядах полка «Азов» воюет известный российский неонацист Алексей Кожемякин, который официально взял себе новое имя Коловрат. В недавнем интервью он пообещал вернуться в Москву только тогда, когда там начнется «Русский майдан». Создатели российского фильма сделали из него своего рода националистическое фэнтези, которое наверняка придется по вкусу украинским национал-патриотам. При этом, интересно проследить за тем, насколько похожа ориенталистская составляющая патриотической пропаганды — в разных, и очень враждебных друг к другу странах. Фильм показывает нам гигантское варварское войско восточных захватчиков-монголов — причудливо одетых и разукрашенных (этот фантастический экзотизм вообще является важнейшим свойством ориентализма), диких, кровожадных, комично глупых и ребячески суеверных, которые жгут все на своем пути, но сотнями гибнут от руки горстки белых христианских богатырей — которые спасают жизни белых детей, румяных и благостных, как ангелочки на пасхальных открытках. Что очень прозрачно отсылает нас к знаменитым «14 словам Дэвида Лейна» — «Мы должны защитить само существование нашего народа и будущее для белых детей», которые считаются концентрированной идеологической программой нынешних ультраправых, и очень почитаются в том же «Азове». Согласитесь, это ровно так же пропагандистская концепция, которую исповедует украинский национализм — с той разницей, что он видит в Орде Россию. Буквально позавчера партия «Народный Фронт» упомянула в своем официальном документе «героев, сражающихся против российских орд». И если переозвучить фильм на украинском, назвав фэнтэзийную пряничную Рязань Киевом, а Коловрата — тысяцким Дмитром, который настолько умело и храбро командовал обороной будущей украинской столицы, что, согласно Галицко-Волынской летописи, хан Батый сохранил тяжело раненному воеводе жизнь — «мужѣства ради его» — из российского фильма получится идеальный пропагандистский ролик для «Азова» и ВСУ. Но можно пойти и дальше на запад, в Польшу — где традиционная романтическая историография тоже рассматривает украинцев как полуцивилизованных обитателей Дикого Поля, предательски сговорившихся с враждебными христианам татарами. Это красной нитью проходит в романах Генрика Сенкевича и прекрасном сериале Ежи Гофмана «Огнем и мечом», поставленном по их же сюжету. Понукающий Хмельницким крымско-татарский хан очень похож на образ коловратовского Батыя — только изображен польским режиссером без лишней карикатурности. Однако, стоит помнить: ориентализмом болеют не только в Восточной Европе — которая сама является объектом ориенталистских предрассудков западных соседей. В конце концов, фильм «Легенда о Коловрате» полностью списан с голливудского блокбастера «300 спартанцев», где доминирует все та же идея героического превосходства горстки белых сверхлюдей над гигантской армией экзотических азиатских дикарей — жестоких, порочных, варварских и бесчестных. Интересно, что когда этот фильм вышел на мировые экраны, некоторые левые западные интеллектуалы заподозрили его создателей в скрытой идеологической подготовке к военному конфликту США с Ираном. Поскольку картина весьма эффективно лепила из древних персов образ расчеловеченного врага, которому противостоят гордые греки, олицетворяющие свободный западный мир. Но с кем собирается воевать Россия? Неужели с Монголией, Китаем среднеазиатскими странами — или Татарстаном? Еще один симпатик украинского майдана, русский националист Алексей Широпаев когда-то пожаловался на то, что в советские времена культурная пропаганда старалась не педалировать тему «борьбы против восточных орд», чтобы не создавать трещины в фундаменте многонационального государства. Сейчас мы видим, что на место этой политики постепенно приходит узколобый и низкокачественный в художественном смысле агитпроп, который способен вырастить новые кадры «Азова» — и только.