Войти в почту

Владимир Илюхин: турпоток на Камчатку может вырасти в четыре раза

Камчатский край - уникальный регион в России. Именно здесь располагается самый высокий и активный вулкан Евразии Ключевская сопка и одно из семи чудес России - Долина гейзеров. Ежегодно поток туристов в регион растет, несмотря на то, что добраться до Камчатки не так просто. О том, реально ли увеличить турпоток на Камчатку в четыре раза, почему не выгодно тратить деньги на сейсмоусиление жилья на полуострове и какие новые проекты будут реализованы на территории края в интервью ТАСС рассказал губернатор Камчатского края Владимир Илюхин. - Владимир Иванович, туризм является одним из приоритетов развития края. Какие задачи сейчас стоят перед регионом в этой отрасли? - Одна из главных задач - наращивание средств размещения гостей. В летний период гостиниц катастрофически не хватает. В настоящее время на полуострове работает порядка 100 различных гостиниц, гостевых домов и баз отдыха, которые могут вместить не больше 4 тысяч гостей одновременно. В последние несколько лет мы активно работаем, чтобы изменить эту ситуацию. В рамках режима Свободного порта Владивосток в Петропавловске-Камчатском идет строительство современного комплекса на берегу Култучного озера с видом на Авачинскую бухту. Проект, выполненный в виде извергающегося вулкана, предполагает создание делового центра, туристических, спортивных и культурных объектов, ресторана и банкетного зала, взлетно-посадочной площадки для вертолетов. Рядом строится этническая деревня, трехзвездочный отель в северной части краевой столицы. В этом году появилось несколько хостелов и бюджетных маленьких гостиниц. Думаю, через два года мы снимем напряжение в части размещения в самом Петропавловске-Камчатском. - Какие факторы оказывают влияние на развитие туризма на Камчатке? - Туризм на Камчатке дорогое удовольствие, к сожалению, это так. И в первую очередь из-за стоимости проезда. Сегодня минимум 80 тысяч рублей стоит бизнес класс, эконом - 30 тысяч рублей, "плоский тариф" от Камчатки до Москвы и обратно - 22 тысячи рублей. И это цены в низкий сезон. Продажи билетов по "плоским тарифам" стартуют в январе, и в марте билетов на лето уже нет. Это бьет сильно и по жителям Камчатки, и существенно тормозит развитие туризма. Задача номер один и моя единственная просьба - дайте возможность сегодня приехать сюда человеку. А мы готовы принимать в любое время года. Зимой у нас термальные источники, лыжи, снегоходы, рыбалка, собачьи упряжки. Повышение доступности Камчатки даст толчок развитию гостиничного бизнеса, сферы услуг для туристов. Сейчас предприниматели не спешат вкладываться именно потому что они не знают, когда их проекты окупятся. - Скажется ли строительство нового терминала в аэропорту Петропавловска-Камчатского на увеличение турпотока? - Один из крупнейших проектов - строительство нового международного терминала в главном аэропорту Камчатки, которым займется группа компаний "Ренова". Уже до конца 2018 года инвестор заложит первый камень в основание будущего аэровокзального комплекса. Общее число обслуженных туристов в 2016 году составило 198 тыс. человек, в 2017 году будет не менее 200 тыс., из них около 10 тыс. - иностранцы. Задача, которая сегодня поставлена для воздушных ворот Камчатки - это 1 млн пассажиров в год. Если мы откинем 100-150 тыс. жителей региона, то получится, что 800 тыс. туристов мы должны привлечь в регион по окончанию строительства нового терминала в аэропорту. - Когда ожидается запуск нового терминала аэропорта? - Возведение нового аэровокзального комплекса начнется в 2018 году, его форма будет напоминать кратер вулкана. Запуск намечен на 2021 год. Общий объем частных инвестиций в проект превысит 7,8 млрд рублей. При этом, само строительство не доставит неудобств пассажирам аэровокзала, так как будет вестись на территории, прилегающей к перрону воздушных судов, и не затронет действующий терминал и привокзальную площадь. Вместе с тем инвестор намерен произвести ряд улучшений и в старом терминале, для того чтобы использовать его инфраструктуру и площади максимально комфортно для пассажиров. Рыбный стол России - Камчатка сегодня добывает до четверти всей российской рыбы. Как идет развитие рыбной отрасли? Какой объем инвестиций был привлечен в этом году? - Рыбная промышленность - это основа камчатской экономики. В этом году мы уже перешагнули миллионный рубеж, рыбаками добыто 1 млн 80 тыс. тонн водных биоресурсов с начала года. Кроме того, наш край - передовик по масштабам инвестиций в рыбодобывающую отрасль. Рыбаки вкладывают средства в развитие, обновляют флот, строят заводы. За последние 10 лет бизнес инвестировал в камчатский берег 23 млрд рублей, построив 18 новых заводов. - Как вы оцениваете лососевую путину в этом году? Есть ли прогноз на 2018 год? - В этом году лососевая путина для Камчатки прошла успешной. Добыто 241,3 тыс. тонн тихоокеанских лососей. Это третий результат за историю наблюдений промысла на Камчатке с 1906 года. Лучшими были показатели только 2011 и 2012 годов. При этом, в этом году основной объем рыбы, добытой у берегов Камчатки, направлен на внутренний рынок страны. Говорить о прогнозах на следующий год пока рано. По информации специалистов, заполнение нерестилищ в этом сезоне лучше, чем в прошлые годы. Так что мы надеемся на хорошие подходы рыбы в 2018 году. Специалисты считают, что это повлияло сразу несколько факторов, в их числе - запрет дрифтерного лова и активизация работы с браконьерами на реках. - Как вы считаете, с чем связано подорожание красной икры в России на 30%, о котором говорят некоторые СМИ? - Мы взяли 241 тыс. тонн лососей на 130% превысив объемы, которые наука давала изначально. Цена на икру на Камчатке не выросла, она осталась неизменной. Я могу предположить, что на цену в России повлияла в этом году неудачная рыбалка на Сахалине, в Хабаровске и Приморье. Нет того объема икры, что был раньше. Но рост цены какой-то спекулятивный. Думаю, что пойдет на спад. У подножья вулкана - Камчатка является одним из самых сейсмоопасных регионов в стране. Будет ли продолжено строительство сейсмостойкого жилья на территории края? - У нас ежесуточно происходит множество сейсмособытий. Поэтому проблема строительства сейсмостойкого жилья - одна из самых главных для меня. На территории края остается около 1577 объектов, имеющих дефицит сейсмостойкости, в том числе 1150 объектов жилищного назначения - это 25 % от общей площади жилищного фонда. В 2018 году бюджет края направит в рамках софинансирования сейсмостойкого строительства около 1 млрд рублей собственных средств. Нам удалось многое сделать с 2009 года, когда была начата программа строительства сейсмостойкого жилья и сейсмоусиления. Мы построили новый микрорайон в Петропавловске-Камчатском, сейсмоусилили 45 жилых домов и 18 объектов социального назначения. Но с 2013 года я стал противником того, чтобы сейсмоусиливать жилье. - С чем это связано? - Смысла никакого. Такое жилье надо сносить и строить новое. Но федеральная программа по строительству сейсмостойкого жилья в 2018 году прекращает свое существование. Я уже обратился к президенту с просьбой продлить ее, но сделать это невозможно, нужно создавать новую ФЦП и этой задачей, насколько мне известно, Минстрой РФ уже активно занимается. Строительство сейсмостойкого жилья с 2019 года продолжится в рамках подпрограммы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах". Мы рассчитываем попасть в нее, поскольку вопросы сейсмики для нас в приоритете. Мы уже разработали проектную документацию на строительство нескольких групп многоквартирных домов. Их ввод в эксплуатацию позволит расселить 1500 семей из сейсмоопасных жилых домов. - А сколько средств на завершение необходимо? - Я просил, чтобы программу расписали на пять лет, и мы ежегодно получали не менее 1 млрд рублей, плюс собственные средства. Это те деньги, которые может освоить наш строительный комплекс. Прогнозы сейсмологов не очень позитивные. Всегда считалось, что Петропавловск-Камчатский находится в 7-балльной зоне, но новые исследования говорят о 10-балльной. Я считаю, что нам надо переходить на малоэтажное строительство, учитывая вопросы безопасности людей, технологий. Но тогда не избежать сильного удорожания квадратного метра, так как придется прокладывать новые инженерные сети. Поэтому пока мы строим высотки в 12-16 этажей. Это монолитные дома, выполненные по корейской технологии и рассчитанные на землетрясения силой до 10 баллов. - Какие крупные инвестпроекты будут реализованы на Камчатке в ближайшее время? - Серьезный проект запустила и компания "Терминал Сероглазка", которая работает над созданием крупного логистического морского центра в Петропавловске-Камчатском, который позволит снять проблему транспортировки российской рыбы в страны АТР и в Европу. Летом компания совместно со своим партнером “Maersk Line" уже осуществила первый тестовый рейс напрямую из Петропавловска-Камчатского в южнокорейский порт Пусан, минуя Владивосток. В дальнейшем такие рейсы станут регулярными, и наши рыбаки смогут избежать трудностей при перевалке грузов в Приморье. В этом году у нас появились новые серьезные партнеры и в области добычи полезных ископаемых. Один из них - индийская компания “ТАТА Power”, которая планирует начать освоение Крутогоровского месторождения каменного угля в Соболевском районе. Стоимость этого проекта оценивается в $560 млн. Это первый столь масштабный позитивный опыт сотрудничества с Индией в области инвестиций на Дальнем Востоке. Его реализация может стартовать до конца этого года. Компания уже регистрирует свое предприятие на Камчатке и открыла здесь свое представительство. Инвестпроекты и развитие Севморпути - НОВАТЭК планирует создать на Камчатке морской терминал по перегрузке сжиженного природного газа. Что это даст региону и где он может быть построен? - Проект НОВАТЭК предполагает перегрузку СПГ, производимого в российской части Арктики - на полуостровах Ямал и Гыдан, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Для Камчатки это стратегический проект, реализация которого даст новые рабочие места, большой объем налоговых поступлений в бюджет края, а также позволит обеспечить "голубым топливом" жителей региона и коммерческих потребителей. Мы ожидаем, что проект будет реализован не позднее 2022-2023 года. Что касается места строительства, то в настоящее время НОВАТЭК проявляет интерес к бухте Моховая в Авачинской губе, на берегу которой располагаются два крупных города полуострова - Петропавловск-Камчатский и Вилючинск. Такое расположение облегчит и работу по строительству самого перегрузочного терминала, и использование того объема сниженного газа, который будет необходим для экономики Камчатки. Но у нас с НОВАТЭКом есть еще несколько важных для Камчатки и компании решений, о которых я пока не могу говорить, мы озвучим это в ближайший месяц. - Старт проекта даст толчок и развитию Северного морского пути, по которому компания намерена транспортировать СПГ. Насколько этот транспортный коридор важен для Камчатки? - Вы знаете, 5-6 лет назад, когда я только стал губернатором и мы заговорили о Севморпути, Камчатку никто всерьез не воспринимал. Я тогда на всех уровнях объяснял, что окончание Севморпути - это Камчатка. Да, мы сегодня не относимся к Арктической зоне, но наша территория дает стопроцентный бонус - выход на страны АТР. Сегодня проход судна с нашей продукцией в Европу по этому пути занимает 22 дня, по железной дороге - 60. Камчатка имеет выгодное положение, и поэтому необходимо развить нашу портовую инфраструктуру, привлечь бизнес, чтобы бункеровать суда, обслуживать их, снабжать продуктами и прочее. Выстраивается целая линейка, которая поможет развитию бизнеса, в частности даст толчок рыбной отрасли. Поэтому Северный морской путь - это путь развития Камчатки. Социальный бюджет - Что можно сказать о бюджете Камчатки на будущий год? - Мы бюджет составили таким образом, что дефицит будет минимальным - порядка 16-20 млн рублей. На 2018 год прогнозируемый общий объем доходов около 63,7 млрд рублей. Бюджет сформирован на базе 24 государственных программ края, которые охватывают все основные сферы экономики. Причем в 2018 году начнется реализация двух новых госпрограмм: "Обращение с отходами производства и потребления" и "Формирование современной городской среды". В целом, краевой бюджет имеет социальную направленность - в 2018 году на эти цели будет направлено порядка 52,6% средств. Ожидается и повышение зарплат бюджетникам с 1 января 2018 года на 4%. Будут сохранены субсидии на компенсацию разницы в тарифах на тепло- и электроэнергию для населения и предприятий, на авиационные и морские пассажирские перевозки. - Есть ли у Камчатского края государственный долг? И как вы относитесь к предложению президента о его реструктуризации регионам? - Сегодня Камчатский край имеет транзитный долг в размере около 3,2 млрд рублей. Он образовался в конце 90-х годов, когда регион взял средства в долларах США у европейского банка реконструкции и развития на строительство Мутновской геотермальной электростанции. Два года назад долг был зафиксирован по установленному тогда курсу, его перевели в рубли. Выплатить мы его должны до 2035 года. Это не кредит, это долг перед федеральным бюджетом. Других долговых обязательств Камчатский край сейчас не имеет, поэтому, по сути, для нас программа реструктуризации не актуальна, так как, на данный долг перед Минфином она не распространяется. Но нам, безусловно, хотелось бы в ней принять участие. Что касается перспективы заимствования у кредитных учреждений, мы рассматриваем такой вариант при необходимости. - Если подводить предварительные итоги года, то какую оценку вы можете дать экономическому развитию региона в 2017? - Итог 2017 года мы увидим в первом квартале следующего года, но предварительные данные уже положительные. По итогам 2016 года мы попали в первую десятку в стране по росту собственных доходов, прирост составил 2 млрд рублей. В этом году, по данным на ноябрь, доля наших доходов уже превысила 1,5 млрд рублей. Значительный рост произошел в сельском хозяйстве - на 19%. Продолжает расти количество туристов, посещающих край. Хорошие показатели в горнопромышленном секторе. Уверен, что мы пересечем рубеж собственных доходов в 60% - это как раз тот порог, ниже которого регион вынужден заключать соглашение с Минфином РФ о выделении дотаций. И это несмотря на высокие энерготарифы и сложную логистику, которые сдерживают наш рост.

Владимир Илюхин: турпоток на Камчатку может вырасти в четыре раза
© ТАСС