Транспортный коллапс в Ереване: до чего доведут "газельные" баталии

Собственно говоря, простого ереванца в этом плане больше всего интересуют две вещи: когда он сможет доезжать из пункта А в пункт В в человеческих условиях и за какие деньги он сможет это сделать. На каждый из этих вопросов даются противоречивые ответы.Уже сколько лет нам обещают решить вопрос в течение года. Решения нет, обещания повторяются, но даже проектов не видно. Сейчас, кажется, если я не запутался во взаимоисключающей информации, к проблеме привлечена консалтинговая компания WYG International Limited. Сегодня появились сообщения СМИ о том, что интерес к разработке единой транспортной системы Армении проявила чешская компания Arriva – ее исполнительного директора принял в понедельник министр транспорта, связи и информационных технологий Армении Ваган Мартиросян. То есть круг участников и непосредственных исполнителей еще даже до конца не очерчен. А вице-мэр армянской столицы Ваге Никоян на прошлой неделе заявлял в СМИ, что пакет маршрутной сети Еревана будет готов к концу года и начнет претворяться в жизнь с конца следующего года. Ладно, одно дело – единая транспортная система страны, другое – столичная маршрутная сеть, не будем все валить в кучу. Но есть ощущение, что не только в масштабах страны, но и в пределах города в 2018 году ничего не изменится. Фирмы придут и потом канут в неизвестность, а разговоры уже пойдут о годе 2019 от рождества Христова. И так далее. Помнится, год назад нам обещали, что к концу этого, то есть сегодня, "Газелей", перевозящих пассажиров, в Ереване не будет. Они есть, и число их уменьшаться не собирается. Оно и понятно, это ведь сказать легко – отменим, мол, маршрутки. А, кроме того, что заменить их нечем, тут ведь сталкиваешься с проблемой массовых увольнений – тысячи водителей станут безработными. Допустим, пара сотен из них пересядет на обещанные новые автобусы (которых, вроде бы, нет). А остальные?"Без работы окажутся две тысячи водителей. Начнутся жалобы, снова начнут перекрывать улицы, и все это будет происходить на фоне роста цен", — говорил журналистам на прошлой неделе глава Союза защиты прав потребителей Армен Погосян. Это – проблема. Правда, откуда возьмутся новые автобусы – тоже непонятно, неужели на них есть деньги? Хорошо, возможно, решение этого вопроса тоже заложено в таинственной программе, которая должна быть реализована к концу каждого текущего года, но с удручающим постоянством откладывается на следующий. А как насчет тарифов пассажирского транспорта? Здесь все еще больше запутано. Возьмем только последние месяц-полтора. В 20-х числах октября глава Союза пассажироперевозок Грант Егиазарян говорил журналистам, что повышение тарифов на транспорт в Ереване возможно и вполне обоснованно. Буквально через десять дней заместитель председателя комитета государственных доходов Вахтанг Мирумян заявил, что общественный транспорт в 2018 году не подорожает, даже если возрастет цена на газ. А сегодня вице-мэр Еревана Ваге Никоян не исключает, что тариф на проезд в транспорте будет повышен. И список этих противоречий можно продолжить. Справедливости ради надо признать, что тарифы повышать нужно. Но лишь после того, как произойдут действительно ощутимые положительные изменения в сфере пассажирского транспорта в Ереване. Когда ереванцы смогут ездить, не ощущая себя униженными – вот тогда об этом можно начать заговаривать. Потому что сегодня в человеческих условиях можно ездить только в метро, но на нем в нашем городе мало куда доедешь. И нынешние 100 драмов можно считать даже чрезмерной платой за сомнительное удовольствие прокатиться в ереванской чудовищной маршрутке, тесном автобусе или редком, как мамонт, троллейбусе. Наверное, честно будет повысить плату не сразу. Если вдруг, каким-то чудом, и впрямь произойдет революция в пассажирских перевозках в Ереване – возможно, нужно дать людям время привыкнуть, поверить в то, что это реальность, а не какой-нибудь пилотный проект, который продемонстрируют сегодня и отменят завтра.Дать, например, две недели, или месяц. Ведь чиновники профильного министерства и мэрии говорят, что в условиях проектируемой ими взаимоинтегрированной сети тарифы тоже будут гибкими. И в одночасье подымать цены будет жестоко по отношению к небогатым ереванцам – тем, кто ездит на общественном транспорте. Пусть ереванцы попривыкнут, подберут себе оптимальные маршруты – по длительности, по конфигурации, по цене… Потом, понемногу – чтобы не сразу втрое – можно и поднять тарифы. Если человек будет доезжать быстро и удобно – он согласится с определенным удорожанием. Пусть нехотя, но согласится. И еще одно робкое пожелание – займитесь, наконец, господа мэры и министры, метрополитеном, увеличением числа станций. Всего одна-две новые станции решат очень много проблем, вырастет пассажиропоток подземки. Плюсы от этого сплошные, да вот надежда – из разряда несбыточных.

Транспортный коллапс в Ереване: до чего доведут "газельные" баталии
© Sputnik Армения