Электронные письма некуда послать

«Голос» обнаружил, что не во всех регионах выстроена система обратной связи с избиркомами Информационные ресурсы избирательных комиссий 62 субъектов РФ не дают гражданам возможности направить обращение в электронной форме, подсчитало движение «Голос». Эксперты исследовали ресурсы 83 регионов. По закону «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» госорганы обязаны принимать обращения в электронном формате и отвечать на них, однако ни один из сайтов избиркомов не соответствует требованиям в полной мере. Сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц считает, что отсутствие возможности обращаться в госорганы в электронной форме говорит о «закрытости» системы. В Центризбиркоме с докладом пока не ознакомились. Движение «Голос» в преддверии выборов президента РФ проверило сайты избирательных комиссий на предмет соблюдения закона о рассмотрении обращений граждан. Эксперты хотели узнать, «заинтересованы ли избиркомы в получении обратной связи от избирателей, кандидатов, наблюдателей, представителей СМИ». «Система избирательных комиссий оказалась одной из самых архаичных и неприспособленных для приема электронных обращений граждан»,— говорится в докладе. Избиркомы в 62 субъектах не предоставляют возможности обратиться в электронной форме. Среди них, например, Московская и Московская областная комиссии. По подсчетам «Голоса», только семь региональных избиркомов и ЦИК имеют на своих сайтах форму для электронного обращения, близкую к требованиям законодательства. Например, выбрать удобный способ ответа на обращение можно только на сайтах ЦИКа и избиркома Иркутской области. Право граждан обращаться в избиркомы закреплено в законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Закон подразумевает три формы обращения гражданина: в письменной и электронной форме, а также устной. Гражданин вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронной форме. Обращение подлежит регистрации в течение трех дней и рассматривается до 30 дней, в исключительных случаях допускается продление срока рассмотрения еще на 30 дней. Ответ направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (форму выбирает гражданин). Восемь региональных избиркомов имеют на своих официальных сайтах формы «Обратная связь», которые категорически не отвечают требованиям закона, утверждают в «Голосе». Сайт избиркома Бурятии, например, сообщает, что «является дополнительным средством реализации конституционного права граждан на обращение в избирком республики», но форма для ввода обращения по факту отсутствует. Некоторые региональные комиссии предлагают присылать обращения на электронную почту. По мнению авторов доклада, такой способ несет риски срабатывания спам-фильтров, незаполнения обязательных реквизитов обращения. В таком случае отсутствует автоматическая регистрация обращений с присвоением номера и уведомления об этом заявителя. Член ЦИКа Александр Клюкин сказал, что доклад комментировать преждевременно, поскольку он не видел его текст. «Граждане уже привыкли взаимодействовать с органами власти через портал госуслуг, через электронные формы обращения. Это естественный процесс, и избирательная система не должна от него отставать»,— сказал “Ъ” сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц. По его мнению, отсутствие системы обратной электронной связи свидетельствует о «закрытости» системы. Доклад будет направлен в ЦИК и Генпрокуратуру. Александр Куделя, Ольга Лукьянова