Тысячи жителей ПФО страдают из-за простоя новых лифтов
Только по данным активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ), заложниками ситуации оказались жители около 20 домов. Особенно тяжело, понятное дело, приходится пожилым людям, инвалидам и мамам с колясками. Так, о неработающих лифтах активистам ОНФ первыми сообщили жители многоэтажки на улице Воровского, 133. Компания-подрядчик завершила монтаж оборудования еще в августе, но лифты до сих пор не ввели в эксплуатацию. Сроки выполнения работ по контрактам уже давно истекли. Аналогичная ситуация в домах № 58 и 43 на улице Лепсе, на МОПРа, 99, на Воровского, 98/1. Последний дом обслуживает УК Ленинского района, директор которой Павел Сысоев сам еще недавно возглавлял фонд капремонта Кировской области и был одним из инициаторов массовой замены лифтов в многоэтажках региона по причине их изношенности. По его словам, проблема возникла в связи с тем, что законодательство изменилось как раз в тот момент, когда подрядчики должны были сдавать лифты. - Когда мы заключали весной контракты на замену лифтов, еще не было требований, чтобы документы по ним сдавались в Ростехнадзор, - говорит он. - И сейчас документы сдаются как со стороны подрядчиков, так и со стороны управляющих компаний. Если по нашим бумагам и были какие-то замечания, мы их устранили. А все претензии со стороны Ростехнадзора относятся именно к подрядчикам, которые выполняют работы по замене лифтов. Как уточняет сопредседатель штаба регионального ОНФ, руководитель строительной компании Дмитрий Сергеев, проблема возникла из-за того, что в августе вступили в силу новые правила эксплуатации лифтов, утвержденные постановлением Правительства РФ N743. Теперь все лифты должны быть зарегистрированы в Ростехнадзоре и внесены в федеральный реестр. Без этого использовать их не разрешается. Перечень документов, которые владелец подъемника (управляющая компания) должен предоставить в Ростехнадзор, весьма обширен. Это и декларация о соответствии лифта требованиям технического регламента Таможенного союза, и страховой полис, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, и договоры со специализированными организациями о выполнении работ по монтажу, демонтажу, ремонту и обслуживанию объекта и другие. - Часть документов необходимо получить от компаний-подрядчиков, а они, видимо, не ожидали, что их работу будут так тщательно проверять, и оказались не готовы предоставить и правильно оформить необходимые бумаги, - говорит Сергеев. - Да и остальные звенья цепи - УК, фонд капремонта, Ростехнадзор и другие организации - тоже вносят свой вклад в затягивание процесса. А страдают в итоге жители домов. Мы провели рабочую встречу с участием всех заинтересованных сторон, на которой еще раз призвали максимально ускорить оформление документов. А чтобы подобная ситуация не повторилась в следующем году, порекомендовали фонду капремонта при проведении торгов прикладывать к техническому заданию подрядчику образцы документов с примерами их правильного заполнения, которые необходимо будет впоследствии предоставить в Ростехнадзор. Как показали встречи общественников с жителями, из-за сложившейся ситуации шквал недовольства они сейчас обрушили на свои обслуживающие организации. На подъездах некоторых домов даже появились объявления, что УК намеренно затягивают ввод лифтов в эксплуатацию, имея на руках все необходимые документы. Хотя, как считают в ОНФ, до получения разрешения от Ростехнадзора управляющие компании не имеют законных оснований запускать лифты в эксплуатацию. Если их запустить сейчас, то именно сотрудники УК в случае аварии с пострадавшими будут нести полную ответственность, в том числе уголовную. Более того, до момента официального ввода лифта в эксплуатацию УК не могут передать лифт на обслуживание диспетчерской службе. Поэтому, если в лифте застрянет человек, вызволять его будет просто некому. По мнению замначальника управления государственного строительного надзора министерства строительства и ЖКХ Кировской области Василия Милисевича, проблема возникла и благодаря тому, что замена лифтов происходит в рамках госзакупок, и на рынок региона пришли самые разные компании, часть которых не в полной мере осознает свои обязанности. - Например, по новым домам, где монтаж лифтов ведет кировская компания с большим опытом, - говорит он, - проблем со сдачей их в эксплуатацию нет вообще. Как рассказали "РГ" в региональном фонде капремонта, изменение законодательства повлияло на ситуацию по замене лифтов. Раньше документы на установленный подъемник передавались в управляющую организацию и если все было в порядке, она запускала лифт. Сейчас, согласно новому законодательству, владелец лифта - УК или ТСЖ - может эксплуатировать лифт на основании решения о вводе его в эксплуатацию, выдаваемого Ростехнадзором. Но при этом документы должны пройти через Ростехнадзор. Как показывает анализ, в Кирове, на который приходится львиная доля заменяемых по капремонту лифтов, 90 процентов нарушений не связаны с какой-то технической неисправностью, а проблемы с именно оформлением документов. Например, есть замечания по окраске полов в машинном отделении, что точно не влияет на безопасность при эксплуатации. Но это тем не менее является обязательным требованием, а при наличии хотя бы одного замечания Ростехнадзор может посчитать - в полном соответствии с законом, - что лифт технически неисправен. По словам врио гендирекктора регионального фонда капремонта Михаила Кузьмина, иногородние подрядчики предложили цену на 30 и более процентов ниже начальной, оттеснив остальных конкурентов. А дальше произошло то, что часто бывает в результате аукционов, где практически все определяет цена. Если кировская организация работы выполнила вовремя, оформила документы, то сторонние подрядчики сорвали сроки сдачи работ. - Мы приняли все необходимые меры, - говорит Михаил Кузьмин. - Подрядчиков неоднократно приглашали на совещания с участием Ростехнадзора, управляющих компаний, прокуратуры. Конечно, выставим им штрафные санкции за срыв сроков. Кроме того, они не получат денег, пока лифты не будут сданы в эксплуатацию. Но в любом случае сейчас страдают люди. Чтобы разрешить ситуацию с уже смонтированными лифтами, нужно, как я считаю, разделить нарушения на грубые, при которых нельзя эксплуатировать механизм, и формальные. А на устранение недостатков дать подрядчикам и обслуживающим организациям какое-то время.