Место для местных
Обсуждали трудности, с которым сталкиваются региональные пищевики при реализации своей продукции. И, конечно, возможные эффективные механизмы для улучшения ситуации. Через тернии в сети Говорят, "где родился, там и пригодился", и потому кажется логичным продавать продукты питания именно в том регионе, где их и производят. Присутствие товаров местных производителей на полках магазинов — тема не новая, но от этого не менее актуальная. Не случайно в прямом эфире телеканала "Россия-24" 19 октября врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров обратил внимание на недостаточное количество продукции местных производителей на прилавках сетевых магазинов региона. Глава региона отметил, что необходима серьезная работа для улучшения этой ситуации, и в первую очередь — для повышения конкурентоспособности самарских продуктов. "Моя задача как главы региона — в том, чтобы все предприятия Самарской области работали. Чтобы мы производили как можно больше продукции, а это, естественно, возможно только в одном случае — если будут появляться новые рабочие места, в том числе высокопроизводительные. Я сделаю все, чтобы именно продукция самарских предприятий была конкурентоспособной", — заявил Азаров. Инициативу о поддержке местного пищепрома самарские производители продуктов встретили с одобрением — многие из них сталкиваются с проблемами при реализации своей продукции. Например, сегодня мелкие розничные точки вынуждены закрываться, не выдержав конкуренции с многочисленными сетевыми магазинами. В то же время, отмечают производители, попасть на прилавки крупных торговых сетей продукции мелкого местного производителя практически невозможно. "В Красном Яру мы возили хлеб по селам, но появилось три сетевых магазина, и все сельчане пошли туда. Мелкие магазины закрылись, ИП закрылись, в сеть зайти так и не получилось: договор там составлен так хитро, что разобраться в нем и тем более выполнить — для нас нереально… В результате мой рабочий получает зарплату, несет ее в сетевой магазин, а этот магазин у меня продукцию не берет. Куда мне поставлять хлеб?", — поделился с участниками круглого стола наболевшей проблемой директор ООО "Красноярский хлебокомбинат" Анатолий Глотов. Под этими словами могли бы подписаться многие производители региона. По информации областного минсельхоза, сегодня в губернии работает более 700 производителей продуктов питания, при этом 90% из них относятся как раз к малому и среднему бизнесу. Как рассказала руководитель управления торговли и потребительского рынка департамента торговли и ценовой политики минэкономразвития региона Елена Попова, продукция самарских производителей хоть и присутствует в торговых сетях, однако в основном местные товары представлены на хлебных, молочных и колбасных прилавках. "Недостаток других продуктов связан с недостаточными объемами производства, отсутствием штрихкодирования, упаковки, нарушением ритмичности поставок", — отметила она. Упаковать и штрихкодировать У сетевиков своя правда: мол, и рады бы предоставить региональным производителям место на прилавках, но для этого продукция должна соответствовать целому ряду требований — быть качественной, иметь специальную упаковку и штрихкод. При этом продукция должна быть дешевой, а еще ее должно быть много и поставляться она должна со строгим соблюдением графика поставок. "Для федеральной торговой сети товара должно быть много. Есть товары, с которыми мы работаем локально — хлеб, молоко, еще ряд продуктов, которые поставляются на несколько магазинов, но эти поставки в любом случае должны быть ритмичными. Не может быть такого, что сегодня привозят, а завтра нет. На полках наших магазинов должны появляться лучшие продукты. Необязательно местные, но — лучшие", — рассказал на круглом столе заместитель директора Волжского филиала X5 Retail Group (магазины — "Перекресток", "Карусель", "Пятерочка") Алексей Сорокин. По его словам, в Самарской области доля местных продуктов в магазинах "Пятерочка" составляет более 30%, в "Карусели" и "Перекрестке" она чуть меньше. Заместитель директора по общим и правовым вопросам местных торговых сетей "Белый пеликан" и "Миндаль" Антон Емельянов поддержал коллегу — сетевики готовы работать с местным поставщиком, это удобнее со всех точек зрения, но мешает несоответствие продукции требованиям. "Мы хотим видеть качество и надлежащую упаковку — ее не дают. Говорим, что нужен штрихкод — его не делают", — говорит он. Тем не менее, по его словам, в новом супермаркете "Миндаль" в Самаре доля местного производителя на полках доходит до 70%. Впрочем, решением этого вопроса региональные власти уже озаботились. В Самаре строится современный агропромпарк, который возьмет на себя функции распределительного центра местных продуктов питания — здесь производители смогут хранить, сортировать, упаковывать и штрихкодировать свой товар, а также формировать товарные партии для сетевых магазинов. Кроме того, по данным регионального минсельхоза, в рамках программ развития потребкооперации облбюджет субсидирует хозяйствам приобретение нового оборудования для заготовки, хранения и переработки сельхозпродукции, что позволяет производителям совместно формировать крупные партии надлежащим образом расфасованной, упакованной и штрихкодированной продукции. "Для развития объемов производства самарской продукции оказывается 22 вида господдержки по всем направлениям — животноводство, растениеводство, КФХ, потребкооперации, в том числе для того, чтобы производители и переработчики могли зайти в сети. Так, сейчас оказывается господержка на строительство логистических центров, на технологическое оборудование, в том числе для упаковки и штрихкодирования", — рассказала консультант управления перерабатывающей промышленности и продовольственного рынка облминсельхоза Надежда Романова. Доступ к покупателю Участники круглого стола отметили, что большое значение для реализации продукции местных производителей имеют альтернативные каналы, такие как ярмарки, фермерские рынки, выездная торговля. Руководитель управления ФАС по Самарской области Леонид Пак считает, что с точки зрения конкуренции решающее значение имеет не присутствие местной продукции в торговых сетях, а возможности ее реализации конечному потребителю, в том числе по другим каналам. "Не думаю, что для производителя самоцель — непременно попасть в сети, самоцель — реализовать продукцию, и здесь существуют другие механизмы, с помощью которых органы власти могут поддержать производителя, например, организовать постоянные, а не сезонные ярмарки, предоставить доступ к местам торговли не на полгода, а на пять лет, тогда производитель рассчитает объемы производства и будет уверен в канале сбыта". Глава КФХ "Борская индейка" Владимир Рузанов поделился опытом организации выездной торговли, отметив, что производители при этом нередко встречаются с административными барьерами, для преодоления которых необходимо содействие местных властей. "Наша продукция хорошо продается на ярмарках — почему бы их не продлить? Кроме того, для местного производителя будет хорошо, если ему разрешать выставлять павильоны в непосредственной близости от сетевых магазинов. Тогда и сети будут сговорчивее!", — заявил фермер. Еще одна проблема, озвученная участниками круглого стола, — недостаточная грамотность местных производителей в вопросах заключения контрактов с торговыми сетями. Да и сами сетевики признались, что договоры с их магазинами зачастую внушительной толщины, со многими нюансами, разобраться в которых обычному фермеру может быть непросто. Подводя итоги, участники круглого стола договорились о рассмотрении возможности создания рабочей группы, которая с экономической точки зрения могла бы оценивать эффективность вхождения местных товаропроизводителей в крупные торговые сети. Слишком много супермаркетов? По поручению федерального правительства ФАС проверила, в каком объеме торговые сети присутствуют во всех регионах страны. Провели такую проверку и в Самарской области. О ее результатах участникам круглого стола "ВК" рассказал руководитель самарского антимонопольного ведомства Леонид Пак. "Взаимодействие торговых сетей с поставщиками продукции никак не может быть квалифицировано как недобросовестная конкуренция. Однако в некоторых случаях возможно применение антимонопольного законодательства — в части, регулирующей норму о доминирующем положении оператора розничного рынка, — сообщил Пак. — Нам часто об этом пишут и предприниматели, и депутаты, и поставщики — с их точки зрения, в Самарской области на рынке превалируют магазины федеральных торговых сетей. Проверка, которую мы проводили по поручению правительства РФ, действительно, показала значительную долю торговых площадей сетевых магазинов. Но существует норма, по которой при превышении установленной доли предполагается ограничение развития торговой сети на конкретной территории в дальнейшем и приобретение новых площадей. За 2016 год Самарская область вплотную подошла к этой планке. Теперь важно увидеть, каковы будут показатели 2017 года". Ярмарочная альтернатива Для создания дополнительных каналов сбыта сельскохозяйственной продукции ярмарочная торговля организована во всех городах и районных центрах региона. Как сообщили "ВК" в областном минсельхозе, для обеспечения сбалансированности товарных рынков и недопущения ускоренного роста цен, а также для создания дополнительных каналов сбыта произведенной сельхозпродукции правительство Самарской области организовало ярмарочную торговлю во всех городах и районах региона. На ярмарках жители могут купить свежие продукты питания по приемлемым ценам и без посредников. "Формат ярмарок сегодня очень востребован. В этом году в период с августа по октябрь организовано 27 продовольственных и сельскохозяйственных ярмарок. Эти ярмарки действуют на территории почти всех муниципальных округов и пользуются большой популярностью у населения. Например, только на ярмарке у музея Алабина в Самаре производителям предоставлено более 110 мест, в том числе для пенсионеров, а проходимость ярмарки составляет до 2,5 тыс. человек в день", — рассказала консультант управления перерабатывающей промышленности и продовольственного рынка министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Надежда Романова. Также она отметила, что самарские фермеры сейчас активно осваивают такой канал реализации своей продукции, как продажа через Интернет. Врио губернатора Самарской области Дмитрий Азаров: — Необходима серьезная работа для повышения конкурентоспособности самарских продуктов. Моя задача как главы региона — в том, чтобы все предприятия Самарской области работали. Чтобы мы производили как можно больше продукции, а это, естественно, возможно только в одном случае — если будут появляться новые рабочие места, в том числе высокопроизводительные. Я сделаю все, чтобы именно продукция самарских предприятий была конкурентоспособной. Местные производители кормят всех жителей Самарской области, обеспечивают такой урожай, который с лихвой покрывает запросы, потребности региона. Сегодня мы имеем возможность наше зерно отправлять и в другие регионы, и на экспорт. Эти успехи заслуживают глубочайшего уважения. В то же время выявились и определенные проблемы, связанные, в частности, с транспортировкой и хранением зерна. Нам предстоит еще многое сделать для того, чтобы и в животноводстве добиваться рекордных результатов. Власть понимает, что проблемы существуют. Разработка новых государственных программ поддержки села на уровне региона в первую очередь будет способствовать их решению, а также позволит активно развивать перспективные направления. При этом уже существующие программы будут сохранены. Уверен, что нам вместе удастся разработать новые механизмы поддержки, которые дадут импульс развития отрасли. Заместитель директора по общим и правовым вопросам торговой сети "Белый пеликан" и торговой сети "Миндаль" Антон Емельянов: — На сегодняшний день правительство Самарской области сделало многое для того, чтобы мы построили конструктивный диалог с местным производителем и представителями власти. Нам стало проще работать, и производителям тоже стало проще. Мы открыты для всех поставщиков, главное, чтобы продукция была в рамках закона, качественной, чтобы мы не рисковали своим именем — ведь если приходит покупатель и говорит, что товар плохой, то в первую очередь винит в этом не производителя, а магазин. Поэтому для нас важно, чтобы продукция соответствовала требованиям качества. Генеральный директор ООО "Красноярский хлебокомбинат" Анатолий Глотов: — Мы очень благодарны тем, кто организовал ярмарку около музея им. Алабина — на ней мы продаем по машине хлеба за день. Но, к сожалению, зайти на другие открытые площадки, в частности, около торговых центров, у нас не получилось --нам "заломили" слишком высокую цену аренды. Почему бы не сделать крытые площадки для самарских производителей с нормальной арендой? Все туда с удовольствием пойдут, довольны будут и производители, и потребители. Руководитель управления торговли и потребительского рынка департамента торговли и ценовой политики минэкономразвития Самарской области Елена Попова: — Между правительством Самарской области и торговыми сетями, такими как X5 Retail Group, "МЕТРО Кэш энд кэрри", "Тандер", местные "Неотрейд" и "Элит", заключены соглашения о сотрудничестве, которые нацелены на совершенствование системы торговли, на увеличение потребления высококачественной продукции по доступным ценам. В рамках этих соглашений торговые сети готовы предоставлять производителям Самарской области возможность реализации продукции в магазинах при условиях соответствия продукции установленным стандартам и конкурентному уровню цен. В рамках соглашений на базе министерства мы организовываем площадки, где собираем представителей торговых сетей и поставщиков, где можно задать все вопросы и договориться о сотрудничестве. Сейчас мы работаем над заключением аналогичных соглашений с магазинами "Лента" и "Ашан". Глава крестьянско-фермерского хозяйства "Борская индейка" Владимир Рузанов: — Для нас главная трудность в работе с сетями — это необходимость обеспечить упаковку в газовой среде, тем более что товар у нас скоропортящийся. Но сети — не единственный привлекательный для производителя канал реализации. У нас своя сеть, через которую мы до расширения производства продавали весь объем. Также мы пользуемся каналами выездной торговли по всей области, но здесь, к сожалению, часто сталкиваемся с административными барьерами. И это вопрос для обсуждения, который волнует не только нас, но и многих других производителей. Почему бы рядом с сетевыми магазинами не выставлять павильоны с продукцией местного производителя? Тогда проблема с реализацией решится, а когда у местного производителя появятся конкурентные "мышцы", сети станут сговорчивее. Заместитель директора Волжского филиала X5 Retail Group (магазины — "Перекресток", "Карусель", "Пятерочка") Алексей Сорокин: — Завезти продукцию местного производителя для торговой сети — не самоцель. Цель торговой сети — завезти продукты, которые будут востребованы. На полках наших магазинов должны появляться лучшие продукты. Необязательно местные, но лучшие. Сегодня по "Пятерочке" доля местных продуктов в Самарской области составляет более 30%, в "Карусели" и "Перекрестке" — чуть меньше. Но если взять соседние области — Ульяновскую, Оренбургскую, Пензенскую, — то розничный товарооборот продукции местных производителей в Самарской области в 10 раз выше, чем в каждой соседней области. По итогам 2016 года розничный товарооборот продукции местных производителей в нашей сети превысил 7 млрд рублей, а в соседних областях это 700-900 млн рублей.