Войти в почту

Экстремал построил корабль в квартире на пятом этаже

Теперь собирается в речную экспедицию до Сеяхи. Об этой экспедиции Александр Бойцов мечтал лет десять – Мангазейский ход, которым ходили в старину поморы, сулил массу приключений и открытий. Наш герой настолько вжился в роль средневекового первопроходца, так погрузился в атмосферу царской Руси, что и плавсредство выбрал под стать задаче – ботик. Да не простой, а точную копию того, что в 1688 году попал в распоряжение Петра Первого. На постройку корпуса ушло четыре лета. На спонсорские средства, собранные минувшей зимой, в парусной мастерской Санкт-Петербурга изготовили паруса. – Чтобы пройти 3175 километров маршрутом Томск – Сеяха – Волок, нужно учесть множество нюансов, выверить каждый шаг, – говорит экстремал-путешественник. – Никаких недоделок, компромиссных решений в отношении жизнеобеспечения и безопасности – только точный расчет. Конечно, маршрут не простой, с переволоками на озерах Ямала, но от этого он еще более увлекателен. Путешествие условно разделено на три этапа, по числу навигаций. В следующем году сибиряк намерен достичь ямальского волока – сухопутной перемычки между озерами Ямбуто и Ней-То. Этим нелегким путем древние купцы-промысловики ходили за Урал добывать пушнину. В 2019 году второй этап – придется подниматься по реке Таз до городища древней Мангазеи. А завершится проект в 2020 году вылазкой по реке Печора в сторону Пустозерского городища. Кстати, как нас заверил Александр Бойцов, по завершении трехгодичной экспедиции он подарит ботик томскому клубу «Странник». Его юные воспитанники строят лодки для сплава, и «Святой Николай» еще послужит в качестве учебного судна. А НАЧИНАЛОСЬ ВСЁ ТАК… 1967 год. Зал ожидания крохотной железнодорожной станции. Шестилетний Саша с родителями едет в гости. Поздняя осень, ночь, а поезда всё нет. Напротив семьи на скамейке сидит морской офицер. У мальчика от усталости слипаются глаза, но эффектная черная флотская шинель занимает всё его внимание, гонит сон. Позже мама рассказала, как Саша в полусне подошел к офицеру и калачиком свернулся на его шинели. Проснулся он лишь, когда отец взял его на руки. Это было первое прикосновение к морю… Сейчас Александру Бойцову 56 лет, и с детства он пронес с собой мечту о морском путешествии. – Я давно думал о постройке старинного судна. Лет пятнадцать назад сформировалось четкое понимание, зачем мне это нужно, как воплотить идею в жизнь и что с этим делать дальше, – говорит сибиряк. – Затем началась кропотливая работа по сбору необходимой информации. Из Центрального Военно-Морского музея Санкт-Петербурга, где хранится оригинал ботика, путешественник получил обмерные листы корпуса. Попутно собрал большой архив информации и фотоматериалов об этом историческом судне. ПО ЧЕРТЕЖАМ ДЕТСКОЙ МЕЧТЫ В это трудно поверить, но Бойцов к постройке деталей «Святого Николая» приступил... в собственной квартире на пятом этаже! В домашней мастерской пилил, строгал, вытачивал все основные элементы корпуса: килевую балку, шпангоуты, штевни и рангоут. Громоздкий киль и вовсе пришлось спускать на улицу на тросе. Работа заняла много времени и потребовала освоения новых навыков. На ботике много кованых вещей, и наш герой изучил кузнечное дело. Незамысловатый горн с поддувом от советского пылесоса и старую наковальню он оборудовал в гараже у друга. Затем начались стапельные работы. Один из соседей по подъезду долго наблюдал за работой Бойцова, а когда понадобилась помощь, с радостью предложил ему заброшенную территорию рядом с собственной автомастерской. – Не передать, когда своими же руками оживляешь свой же проект! Линии на бумаге начинают обретать формы, шаг за шагом проявляется масштаб, и дух захватывает от мысли, что вот так же 300 с лишним лет назад бородатые англичане тесали досочку топором, так же вымеряли плавность линий. Эта сопричастность, сопереживание, связь, если хотите, никогда не отпускает, окружающее теряет значимость и остается только радость от возможности прикоснуться к этому! Александр Бойцов: «Мной движет непреодолимая тяга к истории. Хочу прикоснуться к ней через дело, а потом поделиться с людьми своим опытом. Если при этом будет что показать – мой рассказ станет еще убедительнее». «Красный Север» будет следить за реализацией проекта. Быть может, еще покатаемся на ботике по Оби! ДЕТАЛИ «Святой Николай» оснащен тремя парусами. Самый большой из них – четырехугольный гафельный грот. Косые паруса поменьше и ставятся в носовой части судна. Общая парусность составляет чуть более 15 квадратных метров.

Экстремал построил корабль в квартире на пятом этаже
© Красный Север