Войти в почту

Весь мир в одной лодке - как возвращение к традициям может помочь в противостоянии климатическим изменениям

Пекин, 25 ноября /Синьхуанет/ -- С 6 по 17 ноября 2017 года в немецком городе Бонн проходит Климатическая конференция ООН (COP23). На мероприятии ученые и чиновники из разных стран обсуждают вопросы экологии и имплементации Парижского соглашения. Особый взгляд на проблемы защиты окружающей среды предлагает председатель встречи – островное тихоокеанское государство Фиджи. Негласным символом климатической конференции можно назвать традиционное фиджийское судно – океанический катамаран, или ндруа. Во-первых, исторический артефакт – древний катамаран из коллекции Национального морского музея в Лондоне – был представлен в зоне для официальных переговоров встречи. А во-вторых, действующий катамаран был активно задействован в подготовительных мероприятиях к конференции на Фиджи. Спецкорр. Синьхуанет поднимался на его борт в Пасифик-Харбор на юге главного фиджийского острова Вити-Леву. Краткая история вопроса Вопреки расхожему мнению, катамаран – это не только привычный нам водный велосипед, но и любое двухкорпусное судно, от сравнительно небольшого – на несколько человек, до довольно крупного – на несколько сотен пассажиров. Два узких корпуса при этом разнесены мостиком на некоторое расстояние друг от друга и соединены общей палубой, на которой может располагаться рубка. В Океании катамаран – это традиционное судно, которое зачастую ходит под парусом и управляется рулевым веслом, укрепленным в кормовой части. Благодаря устойчивой конструкции и быстроходности океанический катамаран способен преодолевать огромные расстояния. На Фиджи народная память даже хранит предание о том, что на таких судах предки современных фиджийцев прибыли в Океанию из далекой Африки. Необычной конструкцией океанического катамарана в 2000-е годы вдохновился немец Дитер Польманн. Он увидел необычное судно на Американском Самоа и решил возродить почти забытые знания местных жителей по традиционной навигации, а заодно и осовременить судно так, чтобы оно сочетало в себе наиболее полезные достижения технического прогресса и было безвредным для окружающей среды. В результате возник флот из 7 экологически чистых катамаранов. Эти суда ходят под парусом, управляются рулевым веслом, а в случае необходимости могут ускорить ход за счет двигателей, которые работают на солнечной энергии. Изначально катамараны принадлежали компании Okeanos. Под ее началом они совершали дальние рейсы к берегам Южной Америки, Австралии, других стран Океании. В 2012 году 4 судна были переданы Фиджи, Самоа, Таити и островам Кука, где они выполняют образовательные функции и организовывают другие общественно и экологически значимые проекты. Решение насущных проблем Обращение к судоходным традициям коренных народов Океании может решить наиболее крупные экологические проблемы. Мелкие островные государства традиционно не считаются крупными загрязнителями окружающей среды, ведь основные производственные мощности находятся в других регионах мира, да и автомобилей здесь в разы меньше. При этом именно острова наиболее уязвимы к повышению уровня Мирового океана и другим проявлениям климатических изменений – тайфунам, засухам, иным стихийным бедствиям. Поэтому даже не самые крупные проблемы в масштабах планеты игнорировать нельзя. Европейская организация KIMO International (Local Authorities International Environmental Organization) приводит данные исследования, согласно которым одна лодка с двухтактным двигателем наносит экологии больший вред, чем автомобиль. Из-за особого строения мотора в воду неиспользованными утекают от 20 до 30 проц. топлива. При медленном ходе утечка может достигать 40 проц., но даже при наиболее оптимальных условиях судно выбрасывает в воду не менее 8 проц. неиспользованного бензина и масла. За час работы лодка с двухтактным двигателем мощностью 10 лошадиных сил выбрасывает в окружающую среду такое же количество углеводорода, сколько один автомобиль за 40 тыс. км пробега. Загрязнения можно избежать, если использовать традиционные парусные катамараны с экологически чистыми моторами, которые питаются от солнечных батарей. На Фиджи такое судно есть – это Uto Ni Yalo (“Сердце духа”), и его деятельность не ограничивается просто бережным отношением к окружающей среде. Исследовательская деятельность и просвещение Одной из своих задач фиджийское судно Uto Ni Yalo видит просветительские проекты. В первую очередь, сам катамаран – это “университет”. Любой желающий может на волонтерских началах присоединиться к его команде и научиться ходить под парусом, ориентироваться по небесным светилам, знать ветра и другие тонкости, которые входят в понятие традиционной навигации. Также на судно целыми группами приходят на экскурсии школьники и студенты. Помимо этого, волонтеры приезжают в деревни с лекциями. Команда специалистов рассказывает о защите рифов и океанических вод от загрязнения, популяризует идею традиционного и экологически чистого мореплавания как ответ на климатические изменения. При этом рамками одной страны команда судна не ограничивается. «С образовательными проектами Uto Ni Yalo уже побывало на Галапагосских островах, Таити, Австралии, Южной Америке», – рассказывает Мафай Маусио, волонтер и один из старожилов фиджийского катамарана. Также в задачи команды судна входит сбор образцов воды, донных отложений и песка для крупнейшего образовательного хаба Океании – Южнотихоокеанского университета. Эти данные помогают проанализировать процессы распада и поглощения морскими обитателями изделий из пластика, цитирует газета Fiji Sun руководителя компании, которая курирует Uto Ni Yalo. Просвещением команда судна не ограничивается. Волонтеры проводят сбор мусора в деревнях (при этом в процессе активно участвуют местные жители), а после на катамаране транспортируют тонны отходов до мест захоронения или переработки. Вместо заключения История Фиджи и других тихоокеанских стран интересна тем, что она несет идею, что разумное сочетание традиций и современных достижений – это наиболее эффективный способ противостоять загрязнению окружающей среды и климатическим изменениям. Страны мира находятся в разных географических условиях, поэтому не все наработки могут быть одинаково полезны для всех регионов. Но одно несомненно: у каждого народа могут быть интересные решения, продиктованные традиционными практиками и достижениями науки, а когда речь идет об общем доме, каждый из нас может и должен сказать свое слово. Ведь, как сказал премьер-министр Фиджи и председатель СОР23 Фрэнк Мбаинимарама на церемонии открытия Климатической конференции, «мы все в одной лодке».

Весь мир в одной лодке - как возвращение к традициям может помочь в противостоянии климатическим изменениям
© ИА Синьхуа