«Патриоты» и «буханки» переплывают Урал
Модели УАЗа начнут собирать в Казахстане Контролирующий УАЗ «Соллерс» попытается вернуть себе рынок Казахстана. Чтобы избежать местного утильсбора и получить льготы, предоставляемые местным автозаводам, компания организует в Усть-Каменогорске и Кокчетаве сборку ключевых моделей бренда. Российский автопром после введения Астаной утильсбора в 2016 году резко снизил продажи в стране, после чего АвтоВАЗ и группа ГАЗ организовали местную сборку. В 2018 году в «Соллерсе» намерены нарастить упавшие продажи УАЗа в Казахстане примерно вдвое, до 2,5 тыс. машин. «Соллерс» Вадима Швецова с апреля 2018 года запустит в Казахстане крупноузловую сборку нескольких моделей УАЗа — «Патриот», «Хантер» и классических коммерческих автомобилей (фургоны, автобусы и санитарные машины), сообщила вчера компания. Выпуск будет организован на заводе «Азия Авто» в Усть-Каменогорске и в филиале СемАЗа в Кокчетаве. УАЗ «Пикап» и новый УАЗ «Профи» местные дилеры «пока» будут получать в готовом виде, уточняют в «Соллерсе». В компании объясняют решение льготами на автомобили, собранные в Казахстане. С 2018 года на машины локальной сборки будет действовать льготный НДС (12%), с них также не берется утилизационный сбор, автомобили получают доступ к госзакупкам, льготному автокредитованию и программе утилизации (старую машину можно поменять на сертификат примерно в $1 тыс.). Директор по экспорту УАЗа Андрей Дорофеев отмечает, что для бренда Казахстан — крупнейший экспортный рынок: ежегодно в зависимости от экономической ситуации на него поставлялось 1–5 тыс. машин. С учетом льгот при внутренней сборке «Соллерс» рассчитывает продать в 2018 году не менее 2,5 тыс. автомобилей и машинокомплектов, «если в стране не произойдет никаких макроэкономических потрясений», сообщила компания. Казахстан исторически считался ключевым экспортным рынком для российских автоконцернов, но Астана в 2016 году ввела утильсбор на импортные автомобили, эта мера де-факто является защитой внутреннего рынка. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), за январь—октябрь доля УАЗа составила почти 3% (около 1,2 тыс. машин). При этом еще в 2015 году в Казахстане было реализовано 3,8 тыс. машин УАЗа. Общие продажи официальными дилерами страны, по данным АКАБ, за январь—октябрь выросли на 6%, до 38,96 тыс. штук. Казахстан сильно зависит от импорта (в 2016 году, по расчетам АКАБ, в денежном выражении на долю ввезенных автомобилей пришлось 74% продаж — 263 млрд тенге), и на фоне девальвации нацвалюты рынок новых автомобилей резко сужался — в 2016 году сразу на 52%, до 46,7 тыс. штук. «Соллерс» — последний российский автоконцерн, который создает сборочные мощности в Казахстане. В 2016 году на фоне введения утильсбора продажи Lada в стране упали на 67%, до 8,2 тыс. машин, и АвтоВАЗ к концу года увеличил число собираемых там моделей с трех (4x4, Granta и Kalina) до семи (также Vesta, XRay, Largus, Granta Liftback). В группе ГАЗ “Ъ” заявили, что еще с 2013 года собирали большегрузные «Уралы» на СемАЗе, а с конца 2016 года организовали и сборку LCV — линейки газель «Бизнес» и газель Next. «Казахстан является для нас одним из ключевых рынков в СНГ, доля ГАЗа на рынке LCV в стране — около 65%»,— говорят в группе. На АвтоВАЗе “Ъ” заявили, что в Казахстане выпускаются все модели Lada, кроме Priora. В январе—октябре Lada занимала 12,8% рынка Казахстана (около 5 тыс. машин), уступая только Toyota. АвтоВАЗ отмечал, что общий рост экспорта за три квартала — на 62%, до 18,1 тыс. машин,— во многом обусловлен увеличением поставок машинокомплектов для сборки в Казахстане. У КамАЗа сборка в Казахстане ведется уже несколько лет, в январе—сентябре страна стала ключевым экспортным направлением концерна — поставки выросли почти в три раза, до 1,4 тыс. единиц (общий экспорт упал на 8,2%, до 3,05 тыс. штук). Яна Циноева