Войти в почту

Неприоритетный, но статусный: ЕС привязал дедлайн по "Северному потоку-2" к транзиту через Украину

Неприоритетный статус проекта "Северный поток-2" для Евросоюза никак не влияет на возможность или невозможность его осуществления, а говорит лишь о наличии или отсутствии дополнительных механизмов поддержки, пояснил глава Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетически исследований РАН Вячеслав Кулагин. Проект газопровода "Северный поток-2" не является приоритетным для Евросоюза, заявил еврокомиссар по энергетике и климату Мигель Ариса Каньете. "Северный поток" не входит в список PCI (проекты общего интереса Евросоюза). Он не подходит под (критерии) приоритета для Евросоюза", — указал Каньете. Несколько дней назад в докладе Центра европейской политической стратегии (EPSC), который готовит аналитические записки для главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, сообщалось, что у ЕС нет механизмов для отказа от "Северного потока-2". "В ЕС в настоящий момент нет того или иного инструмента для официального отказа от проекта, несмотря на то, что он несовместим с Флагманской инициативой Брюсселя относительно энергетического союза. „Северный поток - 2“ является показательным примером, когда речь идет о строительстве устойчивого энергетического союза", - говорилось в докладе EPSC. Закон обратной силы не имеет Неприоритетный статус, о котором говорит еврокоммисар, означает, что ЕС не будет прикладывать особые усилия для реализации "Северного потока-2", поясняет Вячеслав Кулагин. "У ЕС имеется список приоритетных проектов, и попадание в этот список значит, что проекту нужна особая поддержка - например, финансовая или в части ускорения каких-то процедур. Если проект не попал в эту категорию, он реализуется по обычной правовой практике. И заявив о неприоритетности "Северного потока-2", представитель ЕК просто зафиксировал факт. Это никак не влияет на возможность или невозможность осуществления проекта, а говорит лишь о наличии или отсутствии дополнительных механизмов поддержки", - сказал эксперт. Юридических механизмов, которые позволили бы сейчас помешать строительству газопровода, нет. Действительно, отмечает Кулагин, сегодня любые попытки помешать проекту носят только политический характер, а юридические нормы не позволяют это сделать, включая Третий энергопакет. Но если законодательство подрегулировать, можно скорректировать и позицию по проекту. "Другое дело, что "Северный поток-2" находится на той стадии реализации, когда даже в случае корректировки законодательства через год-два сложится достаточно странная правоприменительная практика, а именно - в отношении обратного действия. Закон ведь, как известно, обратной силы не имеет. Соответственно, если что-то реализуется по одним законам, то затем, после того, как проект запущен, вводить другой закон - это противоречит юридическому праву и здравому смыслу", - отметил эксперт. Договариваться обеим сторонам Тем не менее, изменения, которые инициированы отдельными силами в ЕС и касаются распространения действия Третьего энергопакета (на все трубопроводы, которые идут в направлении Европы, а не только на те, что проходят по ее территории), предполагают, что это будет касаться всех газопроводов, включая тех, что уже давно построены. Это сейчас обсуждается, требует серьезного согласования, и может серьезно повлиять на поставки газа в Европу, и не только из России, указал Вячеслав Кулагин. Что до перспектив реализации "Северного потока-2", то, по мнению эксперта, сохраняется достаточно немалая вероятность того, что он будет запущен. "Одномоментно реализовать все изменения в законодательных нормах, чтобы остановить реализацию Nord Stream 2, очень сложно. На это уйдет масса времени, не один год. Это даже не вопрос "Северного потока-2". а всех остальных газопроводов. Придется искать взаимоприемлемый механизм, по которому трубы будут работать. А вообще, если мы предположим, что нормативную базу по Третьему энергопакету примут, то сложится так, что начало трубы будет работать по российскому законодательству, а конец - по европейскому. Такого быть не может, и нужно договариваться обеим сторонам", - пояснил эксперт. Другой важный момент - транзит газа через Украину. Существует дедлайн, который связан с окончанием поставок, контракт заканчивается, что будет с новым, неясно, и это заставляет все стороны торопиться по решению, отметил Вячеслав Кулагин.

Неприоритетный, но статусный: ЕС привязал дедлайн по "Северному потоку-2" к транзиту через Украину
© ФБА "Экономика сегодня"