Войти в почту

Выбор Бориса Барабанова Sia Everyday Is Christmas Ноябрь -- время рождественских альбомов, обозревать которые обычно мало кому приходит в голову. Это ведь чаще всего сборник стандартов, которые записывают скорее от безысходности, чем от радости. Но Сиа Фурлер и ее альбом "Everyday Is Christmas" -- совсем другое дело. Все песни она написала сама, то есть вполне в своем фирменном экстравагантном духе бросила вызов многолетней традиции. Вы привыкли слушать свои "Run Rudolph Run" и "Santa Claus Is Coming To Town"? Так вот вам десять моих собственных песен, которые будут в это Рождество конкурировать со стандартами на равных, потому что я -- одна из самых популярных певиц и сочинительниц нынешнего десятилетия. Неизвестно, будут ли рождественские песни Сии крутить в универмагах на рождественских распродажах через десять или 50 лет (если через 50 лет еще будут распродажи в универмагах). Пока слышно, что в альбоме "Everyday Is Christmas" много света, столько в ее песнях не было очень давно. Издатель Warner Music Сэм Смит The Thrill Of It All Альбом "In The Lonely Hour" (2014) принес Сэму Смиту четыре Grammy, за песню "Writing's on the Wall" из последнего "Джеймса Бонда" он получил "Оскар". Все это -- к 23 годам. В таком возрасте такой груз непросто держать на плечах. Запись альбома "The Thrill Of It All" Сэм Смит назвал "возвращением в водоворот, из которого только что вынырнул". Сэм Смит вернулся похудевшим и набравшимся сил. Новый альбом полон личных переживаний и неизбежных для открытого гея размышлений на тему жизни в чужом теле. "The Thrill Of It All" -- ровная работа певца, который всерьез нацелился на трон Джорджа Майкла, а пока впечатляюще выступает на поле госпела и явно переслушивает по ночам Antony And The Johnsons. В записи песни "Pray" принял участие давно вышедший из моды Тимбаленд -- и неизвестно, кто здесь кому нужнее. У Сэма Смита настолько сильный и богатый голос, что о достоинствах и недостатках песен даже не задумываешься. Это в высшей степени комфортная среда. Как будто заснул на заднем сиденье авто представительского класса -- надежно пристегнутым, конечно. Издатель Universal Мелани Де Биасио Lilies Предыдущий альбом бельгийской артистки Мелани Де Биасио "No Deal" (2013) на цифровых платформах продавали под маркой "джаз", теперь ее музыку относят к "альтернативе". Это слово в классификации iTunes возникает всегда, когда музыкант выходит за рамки квадратного попа, песен с электрогитарами и солирующего саксофона. Здесь у цифровых продавцов наступает ступор, совсем как у их физических предшественников, когда они сталкивались с чем-то по-настоящему неописуемым. В российской соцсети "ВКонтакте" пишут, что новый альбом госпожи Де Биасио "атмосферный", что дает весьма слабое представление о музыке. Мелани Де Биасио пишет прекрасные песни, буквально сковывающие по рукам и ногам. Такой обезоруживающий эффект производили записи покойной ныне Лхасы де Селы. Альбом "Lilies" -- это, вероятнее всего, поп-нуар с тончайшим джазовым привкусом и блюзовой нервной системой. Впрочем, можно сказать о нем и то, что певица записала его в одиночестве, запершись в студии, выключив свет и оперируя минимумом инструментов. Иногда -- только голосом, флейтой и щелчками пальцев. Невероятная красота. Издатель Le Label Morrissey Low In High School После остроумного байопика "Англия принадлежит мне", в котором Стивен Патрик Моррисси предстал перед зрителем закомплексованным нелюдимым юношей, особенно приятно включить 11-й сольный альбом экс-лидера The Smiths и услышать голос, символизирующий полный контроль. Мальчишка с топором на обложке держит в руках плакат с надписью "Руби монархию", открывающая альбом песня "My Love I'd Do Anything For You" начинается с увесистых аккордов электрогитары, в целом тексты песен либо повествуют об эротических фантазиях автора, либо содержат протестные послания самого разного рода. Британские журналисты обсуждают тексты песен с названием "Девушку из Тель-Авива не поставить на колени" и "Кто защитит нас от полиции", фанаты в соцсетях спорят, "вернулся" ли Моз или все же "промахнулся". Для слушателя, который не жил последние 35 лет "внутри этого имени", а смотрел со стороны, Моррисси остается прежде всего главным хранителем британской традиции сочинения песен. Что бы он ни сочинял, рок-боевик, поп-шлягер или клезмер, он делает это так, как могут только в Англии, и среди своих соотечественников, пожалуй, лучше всех. Издатель BMG Кубикмагги Things Еще летом вышел в свет третий альбом петербургского джазового коллектива "Кубикмагги", в котором у руля стоит дочь лидера "Аукцыона" Леонида Федорова -- Ксения. Группа существует уже 14 лет. Альбом "Things", как и предыдущие два, записан в норвежском городе Олесунн, на студии Ocean Sound Recordings. В создании музыки участвовал московский саксофонист Александр Тимофеев. Зная историю записи альбома, при желании вполне можно обнаружить родство новой музыки группы с экспериментами скандинавов The Thing и EST. Но лучше абстрагироваться от всей лишней информации, в том числе и от генеалогического древа Ксении. "Things" -- во-первых, очень профессиональная и вдохновенная запись, ее невозможно не дослушать до конца. Во-вторых, это текучий джаз, пересекающийся с популярной академической музыкой. Ну а если искать параллели с музыкой Федорова-старшего, то это, скорее всего, узнаваемый нерв, характерный для "Аукцыона" болезненный драйв, который редко, но регулярно проступает в музыке дочери и ее товарищей. Издатель Kubikmaggi Янг Лин Stranger Как и победитель "Евровидения-2009" норвежец Александр Рыбак, Янг Лин родился в Белоруссии, только на десять лет позже, в 1996 году. И тоже переехал с семьей в Скандинавию в четыре года. Правда, семья Юнатана Леандера Хостада (настоящее имя Янга Лина) выбрала Стокгольм: его родители -- шведы по национальности. После недавней смерти Лила Пипа внимание к юным звездам клауд-рэпа особое, тем более к тем, кто, подобно Лилу Пипу, находится в сложных отношениях с запрещенными веществами и собственной психикой. 21-летний Янг Лин из их числа. Однако третий альбом, "Stranger", вряд ли может служить иллюстрацией к словам Янга Лина о том, что он "поклоняется тьме", или навести кого-либо на мысли о суициде. Это расслабленная и мечтательная музыка, в которой в умеренных дозах присутствует автотюн и трэповый треск. Сам артист определяет свой стиль как "грустный рэп", но в тоску грусть на этом альбоме переходит все же не слишком часто. От гипнотической монотонности его музыки можно даже научиться получать удовольствие. Автор этих строк вполне представляет себе семейное прослушивание таких треков, как "Metallic Intuition" и "Agony". С поправкой на специфику текстов, конечно. Издатель YEAR0001 Порнофильмы В диапазоне между отчаянием и надеждой В год, когда рэп на русском языке занимает в России одновременно нишу мейнстрима и нишу контркультуры, кажется, что рок на русском языке -- нечто безобидное, мало кому интересное и мало на что влияющее. И вдруг поступают сообщения, что в регионах запрещают концерты группы из Дубны "Порнофильмы". Музыканты не дают сенсационных интервью, ведут здоровый образ жизни, а если матерятся, то всегда к месту, потому что иначе никак не объяснить происходящее вокруг. "Порнофильмы" -- первая за долгое время рок-группа, в чьих текстах -- не призрачная метафорическая Россия, не какая-то выдуманная "святая Русь", а реальная суровая жизнь. "Всем командирам по новой квартире, плачущей матери цинковый гроб. В золоте по неспасенному миру русский Христос идет!" Там все так, пленных они не берут. Читать тексты "Порнофильмов" глазами -- то еще удовольствие. Но в том, как их исполняет Владимир Котляров, есть пробирающее летовское отчаяние -- в последний раз панк-группа так встряхивала страну, кажется, еще когда начинали Lumen. Издатель Союз Мьюзик Григорий Лепс ТыЧегоТакойСерьезный Новый альбом Григория Лепса начинается сразу с заглавного дуэта с Тимати. Это стопроцентный патриотический гимн, партнер главного героя в своих куплетах очень подробно объясняет, почему жить в России хорошо. Есть ощущение, что парни из "Порнофильмов" убедительно ответили бы на каждую строчку. Но интересно другое. В то же самое время "ТыЧегоТакойСерьезный" -- тщательно выделанный стадионный гитарный рок, вызывающий в памяти лучшие времена Gorky Park. Такой музыки никто, кроме Лепса, у нас не пишет. Удивительно все-таки, как много разной музыки он слушает. В этих песнях есть все, что располагается между Дэвидом Кавердейлом и Red Hot Chili Peppers. Будучи профессиональным барабанщиком, Лепс очень много внимания уделяет записи ударных, в песнях несложно расслышать фанк-рок с точными фанковыми гитарами. Альбом пышет "фирменным" звуком. "Снега", "Аминь" и еще пара вещей напоминают о том, что он пел когда-то песню "Натали". Есть кавер на "Терминатора" Сергея Шнурова. В целом по формальным признакам новый Лепс -- это рок. Правда, некоторые из текстов легче воспринимать, если убедить себя, что это какой-то иностранный язык. Издатель Nikitin Music Group Бомж-трио Более лучшее Для Ношревана Тавхелидзе (Blast, Nash Albert), Сергея Воронова (Crossroadz) и Николая Сарабьянова (Therr Maitz, Баста) "Бомж-трио" -- любимый сайд-проект, в котором они, во-первых, могут петь по-русски и, во-вторых, позволить себе любую небрежность. Образ бомжей, подкрепленный снятыми на айфон клипами, оправдывает недодуманные мысли и недописанные припевы. Ну и действительно, если есть удачный рифф, зачем тратить время на припев? Лучше еще налить. В то же время "Бомж-трио" -- это чуть ли не единственная в Москве группа, которая оперативно реагирует на все городские новости и новшества. Ну кто еще споет нам про реновацию и ремонт улиц, да так, чтобы было одновременно и грустно, и смешно, и не по-кавээновски? Но бог с ней, с сатирой: "Бомж-трио" -- редкий случай отечественной группы, играющей качественный акустический рок, обходясь только гитарами. На концертах их собственный материал на злобу дня разбавляется отточенными кавер-версиями классики рока. Презентация альбома "Более лучшее" состоится 30 ноября в клубе "Шестнадцать тонн". Издатель Бомж-трио Грегори Портер Nat King Cole & Me Грегори Портер -- один из немногих джазовых певцов нашего времени, которым удалось выйти за рамки джазового гетто, пусть и отсвечивающего золотом, пусть и с бархатными креслами. Два года подряд Грегори Портер выступал на фестивале в Гластонбери, его слушали на главной сцене фестиваля, это уже далеко не нишевый артист. В прошлом году его голос зазвучал в EDM -- в треке Disclosure "Holding On". Но в "номерных" альбомах Грегори Портера царит традиционный джаз. В прошлогоднем "Take Me To The Alley" он прощался с умершей от рака матерью и признавался в любви к малышу сыну. В новом альбоме он чествует великого Ната Кинга Коула. Он делает это как положено -- с богатыми оркестровыми аранжировками, не пропуская ни одного шлягера из каталога классика. Ни на одну секунду Грегори Портер не отступает от канона, нет ни намека на то, что он хочет что-то в этом каталоге переосмыслить или прочесть заново. Интриги в этом мало, но удовольствия вдоволь. В следующем году, 21 апреля, Грегори Портер выступит в Москве. Издатель Decca Records France

10 альбомов ноября
© Коммерсантъ - Weekend