Войти в почту

Доживем до юбилея: справится ли Карелия с Федеральной целевой программой?

«Не удалось переломить негативную тенденцию» На заседании госкомиссии по подготовке к празднованию юбилея республики, которое состоялось на прошлой неделе, подвели предварительные итоги развития региона в 2017 году. По словам секретаря российского Совета Безопасности Николая Патрушева, безусловными достижениями карельского правительства можно назвать рост индекса промышленного производства на 1,3 %, увеличение объема инвестиций в основной капитал на 10,3 %, бездефицитный бюджет, а также создание и модернизацию более 2000 рабочих мест. В списке успешных мероприятий госпрограммы - продолжение реконструкции Сегежского целлюлозно-бумажного комбината, развитие Онежского судостроительного завода, строительство Гоголевского путепровода в Петрозаводске и нескольких социальных объектов в районах республики (три фельдшерско-акушерских пункта, три кинозала и «газпромовский» ФОК). Тем не менее, председатель госкомиссии не стал скрывать: проблемы остаются. «Несмотря на проделанную работу, продолжается отток населения. Причины, в большей степени, связаны с неудовлетворенностью качеством жизни и доступностью социальных услуг, сложным материальным положением. Правительству республики не удалось переломить негативную тенденцию, – заявил Николай Патрушев. – Сорваны сроки ввода в эксплуатацию Перинатального центра. Кроме того, правительством республики до сих пор не принято окончательное решение по дальнейшему использованию корпуса Партальского дома-интерната. Не определены источники финансирования, не разработана проектно-сметная документация для завершения строительства корпусов межрайонной больницы в микрорайоне «Древлянка» в Петрозаводске. Необходимо завершить строительство этих очень важных для жителей Карелии объектов. Также следует продолжить работы по расселению граждан из аварийного жилья: в переселении нуждаются более двух с половиной тысяч человек. При этом важно не только обеспечить своевременный ввод объектов, но и переселять людей в жилые помещения надлежащего качества». Не менее острой проблемой члены госкомиссии считают падение индекса сельскохозяйственного производства на 17%. Яркий тому пример – ситуация в Пряже и Медвежьегорске. Производство молока сократилось на 10%, производство мяса – на все 50%. При этом, Карелия практически не пользуется мерами государственной поддержки в области сельского хозяйства. «Карелия имеет возможность эффективно работать в сельском хозяйстве, министерство готово оказать помощь, но инициатива от республики не исходит», – посетовал председатель госкомиссии. Глава Карелии Артур Парфенчиков с критикой согласился и пообещал разобраться с нерешенными проблемами. «Неудовлетворенность населения качеством жизни выдвигает для нас на первый план вопросы развития социальной сферы республики. В первую очередь – таких отраслей, как здравоохранение, физкультура и спорт, образование и культура, – сообщил губернатор. Также новый карельский губернатор заявил о необходимости обратить особое внимание на транспортную и инженерную инфраструктуру, которая является залогом сбалансированного социально-экономического развития региона. «Следует честно признать, что многие из объектов региональной инфраструктуры находятся в плачевном состоянии. Проблемы копились годами и, безусловно, для их решения требуются огромные капитальные вложения», – отметил глава. «Просто так сейчас никто ничего не дает». С капитальными вложениями все оказалось не так просто. Первоначально власти Карелии рассчитывали получить из федерального бюджета 15 миллиардов рублей – по три миллиарда ежегодно. Однако в 2016 году объем государственного финансирования ФЦП составил всего 200 миллионов рублей, в 2017 году — 168 миллионов рублей. В проекте главного финансового документа страны на 2018 год (который недавно был принят во втором чтении) на развитие Карелии заложено всего 160,7 миллиона рублей. Для сравнения: в этом году Чеченская Республика должна получить 17,1 миллиарда рублей, а Республика Крым - 23,2 миллиарда рублей дотаций на сбалансированность региональных бюджетов. Незадолго до заседания комиссии депутат Государственной Думы Валентина Пивненко подготовила поправку, предусматривающую увеличение финансирования ФЦП на 2,8 миллиарда рублей. Парламентарии инициативу не поддержали, однако, по словам карельского депутата, это еще не повод впадать в отчаяние. «Я недавно получила информацию от министерства финансов, которую подтверждает письмо, направленное официально в адрес председателя Госкомиссии, что полный объем финансирования для Карелии зарезервирован правительством РФ. В связи с тем, что пока еще не принято решение о внесении изменений в программу, эти деньги – 2,8 миллиарда рублей – будут выделяться под конкретные проекты по разным направлениям», – рассказала Валентина Пивненко. Как считает депутат, в первую очередь, это может быть продолжение реконструкции аэропорта «Петрозаводск» и Гоголевского путепровода, строительство автодороги Кочкома-Ледмозеро-Костомукша-Госграница, а также целый ряд проектов, связанных с развитием транспортной инфраструктуры. «Карелия сама должна заявлять конкретными проектами о своей готовности получать финансирование. Логика такая: есть проект, прописанный в ФЦП, проведена госэкспертиза, проведены конкурсные процедуры – получай деньги. А просто так сейчас никто ничего не дает», – отметила народная избранница. Схожей точки зрения придерживается бывший карельский глава, ныне депутат Законодательного Собрания республики Виктор Степанов. По его мнению, многие проекты, вошедшие в программу, оказались экономически необоснованными. «Есть стратегически важные проблемы – в том числе, в области инфраструктуры – я считаю, их нужно было прежде всего решать, – рассказал бывший руководитель региона. – Сегодня позиция минфина и минэкономики – это повышение ответственности за каждый рубль, за каждую копейку. Спроектировать и построить новое предприятие без проектно-сметной документации – значит просто «утопить» деньги. Вот читаю отчеты по мероприятиям, которые планировались ранее – и удивляюсь. Скажем, реконструкция железнодорожного пункта пропуска «Вяртсиля» – там ничего не было предварительно согласовано. И 660 миллионов в министерстве транспорта сочли невозможным использовать. Подъезд к порту в Кеми – 800 миллионов было заложено. Но там же нечего возить. То есть, на этих двух объектах мы потеряли впустую массу времени, хотя было заведомо известно, что это не нужно. А ведь эти средства могли бы направить на те же самые дороги. Просто нужно более эффективно, интенсивно и своевременно работать с российским министерством экономического развития и другими федеральными ведомостями. Время еще есть, правительство, вроде бы, идет навстречу, просто нужна ответственность тех людей, которые занимаются ФЦП». «Качели-карусели» вместо развития производства Как сообщил корреспонденту «ФедералПресс» руководитель «Центра социальных и политических исследований Республики Карелия» Анатолий Цыганков, существует и другая, не менее важная проблема, из-за которой федеральная целевая программа в последнее время заметно «буксует». Речь идет о приоритетах. Правительство республики, в основном, сосредоточено на строительстве социальных объектов, в то время как производственная сфера остается на периферии. «Само понятие «развитие» предполагает источники этого самого развития. – рассказал политолог. – Дом культуры, к сожалению, таковым не является, в отличие от завода, фабрики или аграрного предприятия. Программа нацелена, в первую очередь, на создание условий для развития экономики, однако эта задача у нас пока не реализуется, а все внимание властей уходит на вещи агитационно-пропагандистского характера. Открыли качели-карусели. Замечательно. Строим бассейн. Великолепно. Но какой смысл строить бассейн в районном центре, где нет работы, откуда молодежь уезжает?» По мнению Анатолия Цыганкова, карельским властям стоит всерьез задуматься об изменении самой парадигмы реализации ФЦП: выбрать экономически обоснованные базовые точки и сосредоточить основное внимание на них, чтобы все-таки получить бюджетные деньги. 2020 год не за горами. «Треугольник» профессора Шишкина Основатель Института экономики КарНЦ РАН Анатолий Шишкин убежден, что корни проблемы - гораздо глубже. По словам ученого, первая программа комплексного развития Карелии была разработана еще в далеком 1999 году. Задача оказалась не из легких. «Мы организовали своего рода гражданские слушания – пригласили ученых, общественников и всех желающих. Стали спорить: как вывести Карелию из кризиса? – вспоминает профессор. – И у нас появилось своего рода гражданское согласие. В конце концов, мы сформировали рабочую группу и разработали концепцию – своего рода конституцию договоренности власти, бизнеса и общества. Получился своеобразный «треугольник». Когда власть и бизнес договариваются – это коррупция. Когда бизнес и общество договариваются – это саморазвитие, но в этом случае власть остается в стороне. И только «тройственный союз» может работать». В этом, по мнению Анатолия Шишкина, первое принципиальное отличие старой карельской программы развития и современной ФЦП. Второе отличие – в обязательном мониторинге по социальным и производственным параметрам. Без этого – развитие невозможно, какой бы хорошей не была концепция. «Начиная с 1999 года Карелия развивалась, – поделился ученый. – Но с приходом губернаторов-назначенцев, развитие пошло на спад. Потому что нарушилось гражданское согласие. Развалился «треугольник». Раньше были отчеты, была критика – пока губернаторов не стали назначать. Однако теперь у нас появилась надежда на развитие. По нашим данным, 16-й год уже дал рост, и 17-й год не должен стать исключением. Падать больше уже некуда – ни по темпам производства, ни по качеству жизни. Пора начинать развиваться».

Доживем до юбилея: справится ли Карелия с Федеральной целевой программой?
© РИА "ФедералПресс"