Депутаты хотят уравнять технологии принятия бюджета и концессий
Соответствующий закон будет внесен в ближайшее время Заксобрание Петербурга в среду утвердило во втором чтении бюджет города на будущий год, в том числе поддержав поправку губернатора Георгия Полтавченко о выделении 100 млн рублей субсидий инвестору, строящему трамвайную сеть в Красногвардейском районе. Финансирование этого и других инвестпроектов из городского бюджета не раз вызывало нарекания у оппозиционных депутатов: губернатор отказывается оглашать им условия, на которых город участвует в государственно-частных партнерствах, ссылаясь на невозможность разглашения коммерческой тайны. При этом, как выяснил "Ъ", петербургская администрация готова предоставлять депутатам тексты концессионных соглашений, но только по запросу всего парламента, а не отдельных парламентариев. Частная трамвайная сеть в Красногвардейском районе, которую ООО «Транспортная концессионная компания» (ТКК) строит по концессионному соглашению со Смольным, должна заработать до конца этого года, заявил вчера вице-губернатор Петербурга Игорь Албин. Вчера же петербургский ЗакС одобрил губернаторскую поправку к проекту бюджета на будущий год, которая предусматривает выделение ТТК 100 млн рублей субсидий на осуществление пассажирских перевозок. Вопрос о том, закладывать ли на будущий год расходы на реализацию этой концессии, был одним из самых обсуждаемых на этапе подготовки проекта бюджета — в его первоначальной редакции финансирования проекта предусмотрено не было. Более того, в комитете по инвестициям ранее сообщали “Ъ”, что из-за ряда вопросов по срокам строительства и применяемым проектным решениям город до сих пор окончательно не решил, выделять ли ТКК 900 млн рублей, предусмотренных соглашением в текущем году. В целесообразности выделения средств сомневались и депутаты, но по другим причинам: во фракциях «Справедливой России», «Яблока» и Партии роста неоднократно просили ознакомить их с текстами концессионных соглашений, по которым реализуются этот и другие проекты (например, строительство ЗСД). Позиция Смольного, которую недавно представил депутатам Георгий Полтавченко, заключается в том, что петербургская администрация как государственный партнер не вправе разглашать условия концессии, поскольку они содержат коммерческую тайну. Однако федеральный закон «О коммерческой тайне» разграничивает понятия «разглашения» такой информации и ее «предоставления органу власти по мотивированному запросу», говорится в письме депутата от Партии роста Максима Резника к губернатору (есть в распоряжении “Ъ”). Кроме того, депутат указывает, что согласно городскому закону «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» (ГЧП), принятие какого-либо нормативного акта, ухудшающего положение концессионера, может стать основанием для изменения условий соглашения, переноса срока выплат. Из этого следует, по мнению господина Резника, что депутаты — как представители органа власти, обладающего полномочиями по принятию законов,— должны обладать полной информацией о соглашениях, которые заключает город. И.о. губернатора Александр Говорунов сообщил в ответе на депутатский запрос, что порядок передачи информации о концессионном соглашении определен самим соглашением, по которому такая информация может быть предоставлена органу госвласти, в том числе Законодательному собранию (от имени которого запросить ее может, в частности, спикер Вячеслав Макаров), но не отдельному депутату. «Таким образом, городское правительство, выступающее концедентом, произвольно определило круг лиц, которым оно будет раскрывать информацию о концессии»,— возмущен Максим Резник. Именно поэтому он намерен в ближайшее время внести законопроект, «чтобы соглашения о концессии утверждались не чиновниками, а законом Санкт-Петербурга», пояснил депутат, пообещав обжаловать в суде отказ Смольного в предоставлении соглашения. Соглашение о реконструкции трамвайной сети в Красногвардейском районе Петербурга Смольный и ООО «Транспортная концессионная компания» подписали в мае 2016 года. Стоимость реализации проекта, включая закупку подвижного состава и эксплуатацию в течение 30 лет, составляет 33,7 млрд рублей, включая капитальные затраты, которые равны 6,9 млрд рублей. По данным ТКК, вложения города и концессионера соотносятся как один к девяти. В трамвае будет действовать обычный городской тариф. По данным базы "СПАРК-Интерфакс", ТКК на 60% принадлежит ЗАО «ИК “Лидер”», на 20% — ПАО «Группа ЛСР», на 10% — ОАО «Главная дорога» и на 10% — АО «Новое качество дорог». По данным комитета по инвестициям Петербурга, концессионный платеж на инвестиционной стадии составляет 1,3 млрд рублей. Из них 400 млн рублей Смольный выделил в 2016 году, а 900 млн рублей предусмотрено в бюджете 2017 года у комитета по развитию транспортной инфраструктуры. Между тем запуск первого этапа проекта по созданию частной трамвайной сети в Красногвардейском районе (участок от Ладожского вокзала до Хасанской улицы), по которой будет курсировать подвижной состав швейцарской компании Stadler (трамвай «Чижик»), запаздывает на два месяца. Как ранее писал “Ъ”, пассажиры смогут проехать по обновленным путям лишь к концу 2017 года, а не в ноябре, как это было прописано в концессионном соглашении (см. “Ъ” от 19.10.2017). При этом второй этап проекта должен быть запущен через полгода после старта первой очереди, а третий, как предусмотрено концессией, должен быть завершен до конца 2018 года. В ТКК ранее заявляли, что на темпы реализации проекта повлияло несколько обстоятельств: власти города поздно выдали разрешение на строительство, также произошла корректировка проектных решений. В итоге компания использует две технологии: для реализации всех перекрестков, остановок и всех кривых больше 200 м, в соответствии с действующими нормами, применяется технология обустройства фибробетонной плиты, а на прямых участках идет обустройство рельсошпальной решетки. Согласно аукционной документации, правительство Петербурга обязалось компенсировать ТКК недополученную прибыль до 1,6 млрд рублей, расходы на приобретение подвижного состава — 3,2 млрд рублей, при этом концессионная плата в бюджет города в течение 30 лет будет составлять всего 1 тыс. рублей, обратил внимание на несоразмерность таких обременений для города Максим Резник. Он сообщил “Ъ”, что разработанный им проект изменения городского закона о ГЧП (есть в распоряжении “Ъ”) предлагает заключать концессионные соглашения по тому же механизму, как сейчас утверждается проект бюджета: Смольный вносит проект соглашения в ЗакС, депутаты принимают или отклоняют его, губернатор подписывает. Спикер ЗакСа Вячеслав Макаров вчера не смог обозначить свою позицию по вопросу о необходимости предоставления депутатам текстов концессионных соглашений. “Ъ” он заявил, что ни разу не слышал, чтобы депутаты испытывали недостаток в информации по каким-либо вопросам расходования бюджетных средств. Опрошенные “Ъ” юристы сходятся во мнении о том, что запрет разглашения конфиденциальной информации не может служить причиной отказа в предоставлении этой информации депутатам. «Статьей 9 ФЗ “О концессионных соглашениях” установлен запрет концеденту и его представителям разглашать сведения, отнесенные концессионным соглашением к сведениям конфиденциального характера или являющиеся коммерческой тайной. Это не препятствует согласованию такого соглашения с парламентом, но депутаты не вправе разглашать и тем более публиковать такие сведения»,— считает управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай. «И федеральный, и петербургский законы действительно обязывают государственного партнера не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну концессионера. Однако никто не обязывает соглашаться на то, чтобы весь текст концессионного соглашения составлял коммерческую тайну,— подтвердил “Ъ” адвокат Double Bridge Law Сергей Усоскин.— Значительная часть его условий определяется еще в конкурсной документации, которая публикуется. И вряд ли существуют весомые доводы в пользу лишения депутатов и граждан возможности ознакомиться с основными условиями, на которых реализуются важные проекты государственно-частного партнерства». Отдельные условия и информация, связанные с концессионными соглашениями, по словам юриста, действительно могут требовать защиты, например, в случае если ее раскрытие даст конкурентам концессионера на рынке транспортных перевозок или ином рынке играть против него или бюджета. «Отказ от опубликования такой информации может быть объяснен, но такое объяснение должно быть четким и понятным, чтобы конфиденциальность была исключением, а не правилом»,— считает господин Усоскин. Мария Карпенко, Анна Пушкарская, Лидия Горборукова