Войти в почту

Батоны раздора. Астраханские производители призвали власти вмешаться в их отношения с ретейлерами

Хлебный бунт? На прошлой неделе при посредничестве правительства Астраханской области состоялась встреча региональных производителей продуктов питания по сложностям работы с торговыми сетями. Как сообщает астраханское издание «Пункт А», участвовавшие в дискуссии производители, а это несколько десятков предприятий, готовы объявить бойкот поставок в федеральные торговые сети. Последние, по заверению астраханских производителей, связывают сотрудничество со множеством невыгодных условий. «Мораторий может начать действовать в скором времени», – пишут СМИ. Однако, сразу несколько участников нашумевшего совещания сообщили «ФедералПресс», что решение о бойкоте не утверждено, а лишь обсуждается. Один из самых активных застрельщиков встречи, гендиректор ООО «Трусовский хлебозавод» Рагим Миришов заявил «ФедералПресс»: «Лично я уверен, что за сетями будущее, они очень быстро заполняют рынок. Отказываться от работы с ними не считаю правильным решением ни для кого, эта работа очень важна. Но хотелось бы, чтобы и сети входили в положение местных производителей, хотя бы делали более крупные заявки». Участники диалога пояснили, что федеральные игроки ретейла, работающие в регионе, изменили условия, которые ставят их практически в отчаянное положение. Основные претензии к сети «Магнит», которая, по словам астраханских производителей, установила совсем уж невыносимые условия. «Я утром затаривают машину хлеба, везу в отдаленные районы буквально по два батона. Какая себестоимость будет? По неизвестным мне причинам эта сеть исключила хлеб из перечня товаров, который они развозят сами, при таких раскладах даже на ноль выйти не получается», – поделился руководитель одного их хлебозаводов. «Экономической целесообразности нет никакой вовсе. Нам говорят, что заявку делает робот, который и рисует по одной–две буханки, – подтверждает Рагим Миришов. – Договор наш с ними очень большой, в нем очень много всего прописано в пользу «Магнита» и совсем мало в нашу. Дополнительно согласовать потом разногласия еще сложнее. С нами идут на незначительные уступки, а есть те, с кем вообще не разговаривают». Информированный собеседник, близкий к службе закупок одного из крупных ретейлеров, поясняет: «Прежде таких ситуация не было, потому что работала система возвратов: всю просрочку магазин имел право вернуть поставщику. Эту возможность отменили поправками в федеральный закон о торговле. Магазины вынудили перейти на безвозвратную систему, теперь они перестраховываются – берут на реализацию тот объем товара, который, по их оценкам, соответствует уровню спроса». От этого преимущество получают крупные производители, а также те, кто может гарантировать более крупный срок хранения. Удивительно, но коснулось это и хлеба. Как рассказали астраханские поставщики, сетевики предпочитают хлеб из Волгограда. Его завозят не ежедневно, а три, а по непроверенной информации, даже два раза в неделю. «Основные сети, это правда, берут волгоградский хлеб, 5-го хлебозавода, как правило, –подтверждает Рагим Миришов. – Как им удалось добиться такого срока хранения, я не знаю, только гадать можно. Но ведь наш хлеб не то, чтобы не покупают люди, его просто нет! Мы делали мониторинг – привозят шесть буханок, уже утром их разбирают, то есть востребованность есть, нет правил, приемлемых обеим сторонам». Миришов также отметил, что его обрадовала реакция областных властей: «Думаю, что сети прореагируют, станут более лояльными и мы сможем договориться хотя бы о какие-то основных взаимовыгодных правилах – минимальный объем поставки установим хотя бы». Производители отмечают, что главным инструментом, благодаря которому «Магнит» и в меньшей степени другие сети держат их в таком состоянии, стали так называемые «пробные продажи». Такой договор заключают на месяц–два, расторгают, перезаключают или продляют произвольно, уверяют производители. «Такие вот «символические» закупки позволяют сетям отбиваться от требований региональных властей по защите местного бизнеса, – уверена заместитель директора ООО «Меркурий» Мария Горынина. – В ответ на запросы региона можно спокойно показать: «Мы со всеми работаем, вот договоры, вот столько наименований продукции закупаем». А за этими договорами реально стоят продажи всего в несколько сотен рублей?». Стоит разобраться По сведениям от астраханских производителей, сложная ситуация не только у хлебопеков. Не в пример сложнее стало также и производителям рыбы, консервов и мясной продукции. Возить семь банок кильки за 400 км тоже не кажется удачной бизнес-идеей, отметили на совещании. В ЗАО «Тандер» (сеть «Магнит») первоначально пообещали «ФедералПресс» подробно ответить на все вопросы, отметив, что один из них (о договоренностях с властями по условным квотам на число местных производителей) не совсем корректно сформулирован. Однако позже официальный представитель сети сообщила: «Комментария от компании не будет». В министерстве экономического развития региона подтвердили, что проблема существует с несколькими сетями, хотя больше всего нареканий именно к «Магниту» и не только у хлебопеков. «Если раньше проблемой было войти в сети, то сейчас договоры с местными товаропроизводителями есть у всех ретейлеров, но как они реально работают, мы не видим, – рассказали в ведомстве. – В официальных ответах тот же ЗАО «Тандер» дает информацию, что договора заключены с 31 поставщиком местной продукции из Астраханской области и Калмыкии. В общей сложности это 222 наименования местных товаров. Однако информации об объемах и оборотах у нас нет. Производители рассказывают, что зачастую это действительно буквально по одной булке, и это не выгодно производителям. Не устраивает это и наших покупателей, которые привыкли к местной продукции, качественной и прежде всего недорогой». Официальный представитель ведомства Валерия Мухина заявила «ФедералПресс»: «Сейчас мы не может давать какую-то оценку, кроме констатации недовольства со стороны наших производителей. Мы собираем факты, более подробно общаемся и с ними, и с сетевиками тоже. После того, как получим полную информацию, предстоит выработать правовую позицию, чтобы помочь нашим товаропроизводителям, разумеется, строго в рамках законодательства». Наблюдатели не видят в происходящем ни необычной, ни неразрешимой проблемы. «Конфликтные ситуации между производителями и крупным ретейлом происходят постоянно, поскольку у участников рынка принципиально разные интересы, правила игры меняются достаточно часто и все пытаются оптимизировать свои бизнес-процессы», – отмечает первый вице-президент ассоциации малого и среднего бизнеса «Опора России» Павел Сигал. «Тестовые продажи – это способ, который позволяет крупным федеральным сетям продемонстрировать свое желание работать не только с крупными производителями, но и поддерживать малый и средний бизнес, на что есть большой запрос со стороны региональных властей. Но практика показывает, что подобный подход оказывается выгодным только в том случае, если товар поставщика не входит в товарную группу, по которой наблюдается жесткая конкуренция. В этом случае есть шанс, что покупатель обратит внимание на товар, ретейлер это заметит и радикально увеличит объем закупки. По высококонкурентным позициям, к которым относится и продукция хлебопроизводителей, при небольшом объеме закупки сетями, шансы быть замеченным потребителем минимальны, – продолжает рассуждения Сигал. – Но это вовсе не означает, что у производителей нет возможности договариваться с сетями. Есть много удачных примеров, когда небольшие производители смогли добиться успеха, и радикально увеличить объем закупки, ведь очень многое зависит и от продукта». «Вряд ли можно говорить о перераспределении рынков внутри региона. Подобные ситуации – это всегда инструмент для торга с крупными сетями, чтобы они пошли на уступки под воздействием местных властей. Кроме того, я не думаю, что подобная инициатива может быть инициирована конкурентами «Магнита», потому что у них аналогичные проблемы во взаимодействиях с небольшими производителями», – подытоживает эксперт. «ФедералПресс» будет следить за развитием ситуации, редакция открыта для пояснений с обеих сторон.Фото pixabay.com

Батоны раздора. Астраханские производители призвали власти вмешаться в их отношения с ретейлерами
© РИА "ФедералПресс"