Как соцсети охмуряют твой мозг
Каждый может пользоваться соцсетями, но важно знать о различных проблемах и ловушках, которые ждут неподготовленный ум. Любой новостной сюжет, комментарий, изображение или идея способны пробудить в тебе самую разнообразную гамму эмоций. Социальные медиа — достаточно коварная среда, активно манипулирующая сознанием. Иногда осознанно, иногда не очень. Иногда в чьих-то интересах, а иногда просто так получается. Но без них уже никуда, они стали неотъемлемой частью жизни. В среднем мы теперь используем социальные медиа чаще, чем принимаем пищу, пьем, общаемся. Подростки посвящают онлайн-взаимодействию целых девять часов в день. Это больше, чем они тратят на сон и проводят времени со своими родителями. Молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет проверяют свои телефоны в среднем 82 раза в день. И все это время невидимые люди за экранами пишут алгоритмы, которые собирают все возможные детали жизни пользователей. Тихие, невидимые программы заняты оцифровкой человечества. Секретные досье, которые они компилируют и продают маркетологам, могут быть настолько подробными, что невольно уверуешь в матрицу. Большинство людей все еще не знают, что основным продуктом в мире социальных медиа является пользователь. Подумай о социальных сетях как об обширной армии цифровых троянских коней. Чем это аукнется? Например тем, что сейчас, или в ближайшем будущем твои действия в социальных сетях будут влиять на то, выдадут ли тебе кредит. Менеджеры по управлению персоналом и владельцы недвижимости могут не задавать наводящих вопросов на собеседовании — благодаря соцмедиа они будут владеть всей информацией до вашей встречи. Потеря конфиденциальности, закулисный обмен и продажа данных пользователей социальных сетей становятся причиной общественного беспокойства. Для минимальной защиты в эти дни необходимо использовать длинные и сложные пароли от десяти до двадцати пяти букв, символов и цифр. Не используй общие слова или фразы. Используй разные пароли для нескольких учетных записей и активируй двухэтапную аутентификацию, когда это возможно. Избегай использования общедоступного Wi-Fi и будь осторожен с USB-накопителями, поскольку они являются распространенными носителями вредоносного ПО. Не отвечай «да» на каждый запрос. Многие «бесплатные» приложения существуют прежде всего для того, чтобы шпионить и продавать данные; ты должен удалить те, которые тебе не нужны. Обнови программное обеспечение, чтобы получить новые функции безопасности, и никогда не заполняй опросные листы онлайн. Большинство из них доступны только для получения твоих данных и их продажи. Подумай, с кем ты связываешься в социальных сетях. И не забывай, что не все можно говорить и писать. Причиной проблемы стало то, что рост социальных сетей был настолько быстрым, что у нас толком не было возможности адаптироваться. Мы все в ловушке. С другой стороны, от соцсетей невозможно отказаться. Просто нужно научиться правильно лавировать в потоке примитивных методов. А для этого нужно понимать, как тебя дурят. Все это выглядит донельзя примитивно, зато эффективно. Простое воздействие Нет ничего проще, чем потерять в интернете собственное мнение. Достаточно посерфить с утра пораньше новости социальных сетей, попивая кофе, чтобы проникнуться скорбью по отношению к разрисованному и доселе неизвестному тебе рэперу Лил Пипу. Или, например, начать восхвалять деятельность Михаила Николаевича Задорнова. Мы ничего не имеем против легендарного сатирика. Его деятельность вызывает множество споров, однако при жизни у него было больше критиков. Причем они не стеснялись критиковать усопших. Но стоило паре знаменитых людей написать очень правильные и очень красивые слова, как сразу поднялась волна «А ведь и правда, гениальный человек». Можно углядеть в этом какую-то пользу, но по большому счету это плодит орду безвольных хомячков, лишенных собственного мнения. Это называется иллюзией правды. Теперь любой правильно оформленный пост с достаточным количеством лайков способен испортить рейтинги той или иной персоны. Просто там написано, что Гнойный продался, а что желание заработать денег для человека нормально и естественно — это им невдомек. А можно еще пошутить, что «Бонд» с кнопкой — это лучшие сигареты, и его продажи резко возрастут. Эффект Даннинга-Крюгера Как говорил Алексей Тегин: «Самое страшное — это родиться мудаком и не знать про это!». Незнание собственного невежества — огромная проблема в социальных сетях, где изобилуют псевдоспециалисты, лжецы и дураки. По факту круг наших познаний сильно ограничен. Эффект Даннинга-Крюгера вступает в игру в тот момент, когда ты даешь свое поганое экспертное мнение только на основании того, что мало знаешь. Это обычно для человека — без особых усилий включить режим высокомерия и начать раздавать свои «экспертные» мнения о незнакомых вещах. К сожалению, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами. В этом вся суть эффекта. Но вот куда девать критиков без образования, которые знают все о политике, культуре, строительстве дорог и лечении внематочной беременности — на это ни Даннинг, ни Крюгер ответа не дали. Групповое мнение Вместе всегда проще. Можно и лодку раскачать, и спор выиграть, и людей оскорбить, и отстоять точку зрения, пускай и ошибочную. Мы не имеем ничего против социализации — без нее нас бы не было. Именно умение объединяться в группы спасло наших волосатых немытых пращуров. В группах, сообща, они делились знаниями, работали над достижением общих целей. Но в интернете это очень даже опасно. Здесь, как и в первом пункте, очень легко поддаться соблазнительному мнению большинства и признать какое-то дерьмо чем-то хорошим. Например песню «Розовое вино». Авторитеты Не спотыкайся в социальных сетях, высоко задрав голову и смотря на власть имущих. Мы очень уязвимы перед мнением личности, воспринимаемой как авторитет. Проблема в том, что таких стало слишком много, а ведь эксперты тем и отличаются, что их можно по пальцам пересчитать. Но достаточно причудливого названия и авторитетного персонажа, и люди готовы поверить, что этот кандидат стоит голоса, казино в начале ролика действительно поможет разбогатеть, а торжественное открытие горки и пара плохих фраз о соседях свидетельствуют об улучшении обстановки в стране. Эффект закрепления Будь крайне осторожен, когда бросаешь якорь в океане социальных сетей. Человеческий разум жаждет информации, и ему плевать, связана она с текущей задачей или нет. Если хорошая информация отсутствует — мозг впитает мусор. Например, можно зайти в Twitter ненадолго, минут на 10. Наткнуться на емкий пост, посвященный плохим дорогам, окинуть взглядом комментарии и убедиться в том... что машина не нужна. А статья о том, как голодают пенсионеры в доме престарелых, смотивирует отложить покупку сноуборда: вон, как тяжело жить стали, так что деньги пригодятся на черный день. Слепое пятно Очень важно помнить, что во время работы социальных медиа твое подсознание пытается вызвать ощущение безопасности и комфорта. Ты не видишь подвоха, не видишь обмана. Все прекрасно. Музыка играет, сообщения пишутся, а вот как и через кого они проходят — совсем другая история.