Войти в почту

Деятельность Мугабе во главе Зимбабве. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 21 ноября президент Зимбабве Роберт Мугабе направил спикеру парламента письмо о своей отставке. Мугабе возглавлял страну в течение 37 лет, с момента провозглашения независимости в 1980 году (в 1980-1987 гг. в качестве премьер-министра, с 1987 - президента). Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о его деятельности во главе государства. Приход к власти В феврале 1980 года возглавляемая Робертом Мугабе партия "Африканский национальный союз Зимбабве" (ZANU) победила в ходе первых общенациональных парламентских выборов. Они были организованы в соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе Ланкастерской международной конференции по урегулированию в Южной Родезии (прежнее название Зимбабве), где в течение предшествующих семи лет шла партизанская война между правительством белого меньшинства и повстанческими организациями, выражающими интересы коренных африканцев. По итогам той же конференции в апреле 1980 года была провозглашена независимость Республики Зимбабве. Мугабе, как глава победившей на выборах партии, стал премьер-министром. Президентом в ходе парламентского заседания был избран священник Канаан Банана, но реальных полномочий он не получил. Президенту отводилась представительская роль, вся власть оказалась сосредоточена в руках Мугабе. В 1987 году в соответствии с поправкой к конституции, упразднившей должность премьер-министра, Мугабе был провозглашен президентом Зимбабве. В дальнейшем он пять раз переизбирался на этот пост (в 1990, 1996, 2002, 2008 и 2013 гг.). Борьба с ZAPU (1982-1987) Соперничество между ZANU и "Африканским народным союзом Зимбабве" (ZAPU), второй крупнейшей политической силой, участвовавшей в антиколониальной борьбе, в начале 1980-х гг. переросло в вооруженные столкновения. ZANU представляла интересы крупнейшей в Зимбабве этнической группы шона, ZAPU - второго по величине этноса ндебеле. Обвинив лидера ZAPU Джошуа Нкомо в организации заговора и подготовке к восстанию, Мугабе в 1982 году исключил его из состава правительства и дал старт военной операции, направленной против сторонников ZAPU и ндебеле в целом. Боевые действия велись с особой жестокостью, их жертвами стали не менее 20 тыс. человек. На языке шона операция получила название "Гукурахунди" ("дождь, смывающий мякину перед началом весны"). В 1987 году между Мугабе и Нкомо было заключено мирное соглашение. В соответствии с ним Нкомо получил пост вице-президента, а ZAPU была объединена с ZANU в единую партию "Африканский национальный союз Зимбабве - Патриотический фронт" (ZANU-ПФ; правящая по настоящий момент). Экономическая политика К моменту прихода к власти Роберта Мугабе Зимбабве, по сравнению с другими странами Африканского континента, развивалась достаточно стабильно. ВВП на душу населения составлял около $750 (средний показатель для Африки южнее Сахары в тот период - $590). В наследство от колониальной эпохи стране досталась развитая транспортная инфраструктура, обрабатывающая и добывающая промышленность, эффективное сельское хозяйство, значительная часть продукции которого шла на экспорт. За почти 40 лет пребывания Мугабе на посту президента Зимбабве превратилась в одну из беднейших стран мира (ВВП на душу населения - $1 тыс.; средний для Африки - 1,5 тыс.). Средний темп роста экономики в 1980-е гг. составлял 5,2%; в 1990-е гг. - 2,9%; в 2000-е гг. он был отрицательным (-5,5%); за последние семь лет экономика росла в среднем на 8% в год. Тем не менее начиная с 2013 года идет новое снижение темпов. Рост ВВП в 2016 году составил 0,7% (данные Всемирного банка), в 2017-м, по прогнозам Международного валютного фонда, его значение вновь будет отрицательным. В то же время, население страны за эти годы выросло в 2,3 раза, с 6,9 млн человек (1979) до 16,2 млн (2016). Средняя продолжительность жизни составляла 59 лет в 1979 году, снизилась до 44 лет в ходе кризиса в 2002-2003 гг. и к 2016 вновь увеличилась до 60 лет. Число ВИЧ-инфицированных сократилось с 23% в середине 1990-х гг. до 13,5% в 2016 году. Индекс развития человеческого потенциала в 2015-м равнялся 0,516, что ставит Зимбабве на 154-е место из 187 государств в соответствующем рейтинге ООН. Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса составляет в настоящее время $2,6 млрд (16% ВВП). Высока безработица, 80% работоспособного населения занято в неформальном секторе экономики. Зимбабве преимущественно экспортирует минеральное сырье и сельскохозяйственную продукцию. Импортирует промышленное, транспортное и высокотехнологичное оборудование, удобрения и продовольствие. Ведущие торговые партнеры - ЮАР, Китай, ЕС, Ботсвана, Замбия, Япония, ОАЭ, Бразилия. Земельная реформа К моменту обретения независимости земельный вопрос в Зимбабве был одним из самых острых. 80% пахотной земли принадлежало белым зимбавийцам, составлявшим не более 5% населения. Там же производилось 70% всей сельскохозяйственной продукции, в том числе идущей на экспорт (кофе, сахар, табак). В то же время принадлежавшие коренному населению общинные земли были сильно перенаселены и на них преобладало малоэффективное натуральное хозяйство. Земельное неравенство воспринималось как свидетельство несправедливостей, совершенных колониальной администрацией против местного населения. Решение земельной проблемы стало одним из ключевых пунктов избирательной программы Мугабе в 1980 году. В первые годы его правительство вело умеренную политику добровольного выкупа земель у белых и ее перераспределения среди черного населения. Но реформа шла медленно, и государственных денег не хватало. В 1992 году "Акт о приобретении земли" легализовал принудительный выкуп у белых фермеров 5,5 млн га. В 2000 году Мугабе попытался провести конституционную поправку, закрепляющую отчуждение земель без выкупа. Большинство населения высказалось против, но позднее в том же году власти санкционировали насильственный захват "белых" ферм ветеранами ZANU-ПФ. Одной из причин стала поддержка белым населением оппозиционного политического "Движения за демократические перемены" (ДДП). Захват земель, получивший название "черный передел", спровоцировал острейший экономический кризис, и в то же время способствовал укреплению экономических возможностей африканского населения. Экономический кризис и долларизация экономики Передел земель вызвал отток из страны белого населения и "белых" капиталов. Резко сократилось производство, за счет прежних работников "белых" ферм значительно выросла безработица. Рост ВВП достиг рекордных отрицательных значений, страну поразила галопирующая инфляция. На пике кризиса, в 2008 году, она достигла 231 млн процентов, ВВП страны сократился на 17,7% за год. Нехватка топлива и продовольствия вызвала отток уже черного населения в соседние страны. В 2009 году правительство было вынуждено пойти на беспрецедентные меры, выведя из обращения национальную валюту. Обесценившийся зимбабвийский доллар сменили доллары США и Австралии, евро, юань, южноафриканский ранд. Эта мера позволила сдержать инфляцию (в 2010 году она составила уже 3%). В 2016-м в оборот были введены новые банкноты, так называемые "зимбабвийские бонды", эквивалентные по номиналу 2 и 5 долларам США. По заявлению центробанка, это было сделано для борьбы с дефицитом наличности, в первую очередь малого номинала. Бонды не получили широкого распространения, и в дальнейшем их выпуск был приостановлен. Санкции против Зимбабве Земельная реформа начала 2000-х гг. стала причиной резкого снижения инвестиций, кредитов и донорской помощи со стороны стран Запада. В 2002 году страны Евросоюза приняли пакет экономических санкций против Мугабе и ряда чиновников его администрации, обвинив их в нарушениях прав человека и многочисленных злоупотреблениях в ходе подготовки к президентским выборам 2002 г. В следующем году к этим мерам присоединилось правительство США. За прошедшие годы экономические ограничения неоднократно продлевались и пересматривались. Сейчас под их действие подпадают около 200 физических и юридических лиц, включая Мугабе и его жену Грейс. Санкции также распространяются на государственную оборонную компанию Zimbabwe Defence Industries ("Оборонная промышленность Зимбабве"). Политический кризис 2008 года На выборах 2008 года Мугабе впервые не получил поддержки большинства избирателей, уступив лидеру "Движения за демократические перемены" Моргану Тсвангираи (43,2 против 47,8 %). Был назначен второй тур, но за несколько дней до него Тсвангираи объявил об отзыве своей кандидатуры, ссылаясь на давление со стороны властей. Кризис привлек внимание международной общественности. В сентябре 2008 года при посредничестве президента ЮАР Табо Мбеки между властью и оппозицией было подписано соглашение о разделении полномочий. Мугабе остался президентом страны, Тсвангираи стал премьер-министром. Тем не менее продолжалось преследование членов ДДП со стороны силовых структур, а Мугабе вел последовательную линию на дискредитацию Тсвангираи. Накануне президентских выборов 2013 года ДДП распалась на две соперничающие фракции. Конституционные реформы Всего за время пребывания у власти Роберт Мугабе трижды менял конституцию страны (еще одна попытка - в 2000 году - осталась неосуществленной). В 1987 году поправкой к "Ланкастерской" конституции 1980 года была упразднена должность премьер-министра, а также раздельное представительство черного и белого населения в парламенте. Вся власть передавалась в руки президента. В 2007 году новая поправка предоставила президенту право выбрать себе преемника в случае досрочного ухода с поста. В 2013-м на референдуме была принята новая конституция страны. Она вновь ликвидировала пост премьер-министра, созданный специально для Тсвангираи соглашением 2008 года, и ограничила президентский мандат двумя пятилетними сроками. Борьба преемников Возраст и ухудшающееся здоровье Роберта Мугабе (в последние годы он неоднократно посещал Сингапур для лечения, по данным СМИ, онкологического заболевания) обострили вопрос о том, кто станет его преемником. Особенно острая борьба разгорелась между супругой действующего президента Грейс Мугабе и первым вице-президентом (2014-2017) Эммерсоном Мнангагвой. Грейс пользовалась поддержкой молодежного крыла правящей партии - так называемого поколения 40-летних. За Мнангагву выступала "старая гвардия" и, прежде всего, силовые структуры. Решение Роберта Мугабе отправить Мнангагву в отставку 6 ноября 2017 года, расчистив, таким образом, дорогу к власти для Грейс, спровоцировало военно-политический кризис 2017 года.